Главная Культура 15:06 14 Июня 2023 2312
Рахманинов в «стенах из вечерней зари»

На нижегородском фестивале «Стрелка» феерия архитектурная и музыкальная дополнили друг друга

Сергей Бирюков, Нижний Новгород – Москва
Трудно поверить, но именно в этих ажурных светящихся контурах «спрятаны» уникальные залы – концертный и выставочный. Фото: Дима Четыре. Снимки предоставлены пресс-службой Нижегородского театра оперы и балета

Когда идешь на концерт Международного фестиваля искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде, сперва не очень понимаешь – где все, собственно, будет происходить. Не под этим же узорочьем стальных балок, чей ажурный росчерк чем-то напоминает взлет в небо Эйфелевой башни в Париже. И только подойдя вплотную, видишь – да, именно здесь, за «вшитыми» в гигантские арки стенами из отражающего материала, делающего помещения внутри невидимками посреди вольного паркового пространства между Волгой и Окой. Ты словно входишь в вечернюю зарю – а попадаешь в современный концертный зал.

Сходство с символом французской столицы не случайно. Они и построены почти одновременно, и назначение имели практически то же: вход на Всемирную Парижскую выставку 1889 года и каркас главного павильона Всероссийской выставки 1896-го. И как в создании парижского дива принимал участие величайший строитель Европы Гюстав Эйфель, так у нас феерию металла у слияния двух главных рек европейской России придумывали крупнейшие инженеры эпохи, включая Владимира Шухова.

Конечно, есть и отличия. Главное – во Франции, если не считать анекдотических протестов интеллигенции конца XIX века, никто на снос башни не покушался. А вот то, что в куда более склонной к уничтожению собственного архитектурного наследия России сохранился фантастический стальной орнамент на стрелке Волги и Оки – настоящее чудо. Ведь почти ничего от строений той выставки не осталось. А эти уцелели лишь потому, что в советское время их обстроили силикатным кирпичом и использовали как портовые склады – пакгаузы. Когда город решил вернуть бывшую промзону людям, то впопыхах чуть было не снес все под ноль, но тут уникальную красоту обнажившегося металлического кружева заметили градозащитники.

И подоспел известный музыкальный продюсер, многолетний соратник легендарного дирижера Теодора Курентзиса Алексей Трифонов, предложивший проводить здесь фестивали искусств. Первый такой праздник состоялся в 2019 году. Под натянутый между фермами тент собралось несколько сотен слушателей, которых не испугала даже внезапно грянувшая буря с ливнем, настолько притягательной оказалась идея оперного гала в исполнении мировых звезд – сопрано Надежды Павловой, греческого баритона Димитриса Телякоса, аргентинского меццо Гуадалупе Барриентос…

Дальше за дело взялось знаменитое отечественное архитектурное бюро SPEECH во главе с Сергеем Чобаном. Его проект выиграл строительный конкурс – а потом еще множество международных конкурсов уже как осуществленная разработка. Год назад на инаугурации тех самых «стен из вечерней зари» на сцену, сквозь стеклянный задник которой открывается потрясающая панорама Нижнего Новгорода, поднялся – вы угадали, Алексею Трифонову удалось уговорить старинного друга – Теодор Курентзис со своим оркестром musicAeterna и программой из произведений Рихарда Штрауса и Петра Ильича Чайковского.

Еще в «Пакгаузах» (стихийно-историческое название решили сохранить), несмотря на довольно короткую пока историю площадки, играли замечательные пианисты Алексей Любимов и Борис Березовский. Здесь Нижегородский оперный театр, чьим артистическим директором к тому времени стал Алексей Трифонов, поставил оперу Глюка «Орфей и Эвридика», провел мировую премьеру балета «Терезин-квартет» с использованием музыкальных произведений узников нацистского концлагеря Терезиенштадт (о московских гастролях этого спектакля писал и обозреватель «Труда»)…

«Мне хотелось, во-первых, через инновационную площадку заинтересовать классикой молодую публику, до того в ней не искушенную, – говорит Алексей Трифонов. – Во-вторых – открыть слушателям, привычным к традиционным оперным авторам – Россини, Верди, Чайковскому – и иных музыкальных гениев, творивших в эпоху барокко, в ХХ веке. И в-третьих, распахнуть перед оперными исполнителями не доступные им прежде репертуарные пространства камерной музыки, которые позволили бы свежим взглядом посмотреть на собственное искусство».

Совершенно в духе этой многозадачности – и программа нынешней, уже V «Стрелки». Начавшейся, по традиции, с оперного гала, но не стандартного из ходовых арий тех же Россини-Беллини-Пуччини, а барочного – Гендель, Вивальди, Перголези, Кальдара, Дуранте… Продолжившейся исполнением «Истории солдата» Стравинского под управлением московского маэстро Ивана Великанова с участием актера-чтеца Вениамина Смехова. Усладившей слух и любителей сугубой немецкой классики – Гайдн, Шуман, Мендельсон, Брамс в исполнении оркестра Александра Рудина Musica viva. Включившей клавирабенд молодой индийской фортепианной звезды, ученика нашей Элисо Вирсаладзе Риса Конессао (Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Прокофьев). Не обидевшей и фанатов шлягеров – имею в виду вечер неаполитанской песни.

Конечно, московскому гостю пришлось выбирать, на что приехать. Я выбрал финал фестиваля с двумя интереснейшими программами.

Первая из них соединила творчество трех великих композиторов первой половины ХХ века, которые уже своим появлением на свет словно обозначили контуры здания музыки нового времени: Рахманинов родился в 1873 году, Шенберг в 1874-м, Равель в 1875-м. А имя звонче, чем у исполнительницы их вокальной лирики, трудно придумать: наша знакомая Надежда Павлова в ансамбле с известным пианистом-просветителем (кстати, выпускником Нижегородской консерватории) Алексеем Гориболем.

Поет Надежда Павлова. Фото: Александр Верин

Правда, Рахманинов, как мне показалось, не совсем композитор Надежды, главные успехи которой энциклопедии связывают прежде всего с музыкой Верди, Оффенбаха, Моцарта… Нет, выстроено все было идеально: созерцательные романсы Сергея Васильевича «Здесь хорошо», «Маргаритки», «Сон», «Сирень», «Островок»; экстатические «Они отвечали», «Давно ль, мой друг», «Я жду тебя»; суммировавший обе эти линии главный рахманиновский хит «Не пой, красавица». Все предельно интеллигентно и точно – но словно бы это сыграла флейта, а не спел живой человеческий голос.

Ближе к натуре Павловой оказались «Мадагаскарские песни» Равеля, графичную полифонию которых помогли выстроить флейтистка Зарема Горбунова и виолончелист Игорь Боборович. Особая же удача солистки – «Кабаретные песни» Шенберга, в которых будущий ниспровергатель классического тонального музыкального языка еще почти целиком во власти традиций Шумана и Иоганна Штрауса, но уже столько иронии сквозит в преувеличенном романтическом пафосе «Невзыскательного любовника», в лукавой соблазнительности «Гигерлетты», в хмельной игривости венчающего цикл «Медленного вальса» на стихи Шиканедера (того самого, соавтора моцартовской «Волшебной флейты»!)…

На бис Надежда, будто решив реабилитироваться перед Рахманиновым, проникновенно спела знаменитый «Вокализ» Сергея Васильевича. Что ж, достойный ход, говорящий, возможно, о будущем направлении самосовершенствования певицы.

В заключительной программе на сцену вышли симфонический оркестр Нижегородской оперы во главе с музыкальным руководителем коллектива Дмитрием Синьковским и солисты театра. Ее посыл я для себя расшифровал так: в сочетании «французского с нижегородским» нет ничего противоестественного. Тем более – и до того в афише фестиваля уже было столько приветов из Франции – «Бестиарий» Пуленка, «Сельскохозяйственные машины» Мийо, не говоря о том же Равеле…

Дирижирует Дмитрий Синьковский

Что, например, стоит потрясающей Наталии Лясковой (меццо-сопрано) исполнить его «Шехерезаду» на стихи Тристана Клингзора – и это совсем не будет повторением опыта Надежды Павловой хотя бы потому, что Равель тут совершенно иной: не умудренный десятилетиями эконом, отмеривающий звуки гомеопатическими дозами, а смело вглядывающийся в новые горизонты молодой художник, жадно ищущий краски для своей импрессионистической картины мира.

Равель Наталии Лясковой увлек роскошью красок

Кантата Дебюсси «Блудный сын», наоборот, возвращает нас в период творчества композитора, когда он делал первые осторожные шаги в сторону от академизма – и разве лишь в эмоциональной смягченности, с какой передан жесткий библейский сюжет, мы можем угадать будущего великого мастера полутонов, а при первой же возможности 20-летний сочинитель возвращается под сень академической традиции, в конце почти в точности цитируя гимн «Господь – наш оплот», так хорошо знакомый нам по творчеству Баха. Важный опыт и для публики, слышащей это живьем, я уверен почти на сто процентов, впервые (ко мне самому это относится в точности), и для великолепно проявивших себя исполнителей – тенора Сергея Писарева, баритона Константина Сучкова и даже для не вполне еще научившейся округлять свое резковатое сопрано, но в лучшие моменты явно стремившейся к тому Екатерины Ясинской.

А вот по поводу «сладкого десерта», которым Дмитрий решил угостить всех после экзотических «блюд», – общеизвестной прелюдии Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» должен признать, что, одобряя в принципе подобный шаг навстречу слушателю, ожидал от достаточно искушенного исполнителя большей звуковой тонкости и пластичности. Видимо, приспособить симфонический оркестр, пусть и такой облегченный, как в «Фавне», без труб и тромбонов, к камерному по сути залу (430 мест) – непростая задача. А возможно, и есть и в чем усовершенствовать продукт «строившей» в этих стенах звук московской компании Acoustic Group – например, поставить дополнительные ловушки, смягчающие звуковую атаку и делающие дыхание музыки более объемным и пространственным.

Есть в чем докрутить собственное многообещающее детище и городу, губернии. В конце концов, не зря буклет фестиваля открывается напутствием губернатора Глеба Никитина! Стоило бы, например, устроить поблизости от «Пакгаузов» остановку общественного транспорта. Пока же любителям высокого приходится раскошеливаться на такси – либо топать километр от метро.

Вот они, «стены из вечерней зари», за которыми происходит волшебство искусства

А «топать» точно будет ради чего. Фестивалем культурная жизнь «Пакгаузов» далеко не ограничивается. Например, в конце мая во втором из этих корпусов, выставочном, открылся интереснейший проект Нижегородского государственного художественного музея – выставка «Другие грани: русский авангард из музеев и частных собраний Урала». А на будущий год – уже снова в концертном зале – нам обещают мировую сценическую премьеру балета известного петербургского композитора Юрия Красавина «Пиковая дама»…

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23105
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5490
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5366
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?