Главная Культура 15:06 14 Июня 2023 1910
Рахманинов в «стенах из вечерней зари»

На нижегородском фестивале «Стрелка» феерия архитектурная и музыкальная дополнили друг друга

Сергей Бирюков, Нижний Новгород – Москва
Трудно поверить, но именно в этих ажурных светящихся контурах «спрятаны» уникальные залы – концертный и выставочный. Фото: Дима Четыре. Снимки предоставлены пресс-службой Нижегородского театра оперы и балета

Когда идешь на концерт Международного фестиваля искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде, сперва не очень понимаешь – где все, собственно, будет происходить. Не под этим же узорочьем стальных балок, чей ажурный росчерк чем-то напоминает взлет в небо Эйфелевой башни в Париже. И только подойдя вплотную, видишь – да, именно здесь, за «вшитыми» в гигантские арки стенами из отражающего материала, делающего помещения внутри невидимками посреди вольного паркового пространства между Волгой и Окой. Ты словно входишь в вечернюю зарю – а попадаешь в современный концертный зал.

Сходство с символом французской столицы не случайно. Они и построены почти одновременно, и назначение имели практически то же: вход на Всемирную Парижскую выставку 1889 года и каркас главного павильона Всероссийской выставки 1896-го. И как в создании парижского дива принимал участие величайший строитель Европы Гюстав Эйфель, так у нас феерию металла у слияния двух главных рек европейской России придумывали крупнейшие инженеры эпохи, включая Владимира Шухова.

Конечно, есть и отличия. Главное – во Франции, если не считать анекдотических протестов интеллигенции конца XIX века, никто на снос башни не покушался. А вот то, что в куда более склонной к уничтожению собственного архитектурного наследия России сохранился фантастический стальной орнамент на стрелке Волги и Оки – настоящее чудо. Ведь почти ничего от строений той выставки не осталось. А эти уцелели лишь потому, что в советское время их обстроили силикатным кирпичом и использовали как портовые склады – пакгаузы. Когда город решил вернуть бывшую промзону людям, то впопыхах чуть было не снес все под ноль, но тут уникальную красоту обнажившегося металлического кружева заметили градозащитники.

И подоспел известный музыкальный продюсер, многолетний соратник легендарного дирижера Теодора Курентзиса Алексей Трифонов, предложивший проводить здесь фестивали искусств. Первый такой праздник состоялся в 2019 году. Под натянутый между фермами тент собралось несколько сотен слушателей, которых не испугала даже внезапно грянувшая буря с ливнем, настолько притягательной оказалась идея оперного гала в исполнении мировых звезд – сопрано Надежды Павловой, греческого баритона Димитриса Телякоса, аргентинского меццо Гуадалупе Барриентос…

Дальше за дело взялось знаменитое отечественное архитектурное бюро SPEECH во главе с Сергеем Чобаном. Его проект выиграл строительный конкурс – а потом еще множество международных конкурсов уже как осуществленная разработка. Год назад на инаугурации тех самых «стен из вечерней зари» на сцену, сквозь стеклянный задник которой открывается потрясающая панорама Нижнего Новгорода, поднялся – вы угадали, Алексею Трифонову удалось уговорить старинного друга – Теодор Курентзис со своим оркестром musicAeterna и программой из произведений Рихарда Штрауса и Петра Ильича Чайковского.

Еще в «Пакгаузах» (стихийно-историческое название решили сохранить), несмотря на довольно короткую пока историю площадки, играли замечательные пианисты Алексей Любимов и Борис Березовский. Здесь Нижегородский оперный театр, чьим артистическим директором к тому времени стал Алексей Трифонов, поставил оперу Глюка «Орфей и Эвридика», провел мировую премьеру балета «Терезин-квартет» с использованием музыкальных произведений узников нацистского концлагеря Терезиенштадт (о московских гастролях этого спектакля писал и обозреватель «Труда»)…

«Мне хотелось, во-первых, через инновационную площадку заинтересовать классикой молодую публику, до того в ней не искушенную, – говорит Алексей Трифонов. – Во-вторых – открыть слушателям, привычным к традиционным оперным авторам – Россини, Верди, Чайковскому – и иных музыкальных гениев, творивших в эпоху барокко, в ХХ веке. И в-третьих, распахнуть перед оперными исполнителями не доступные им прежде репертуарные пространства камерной музыки, которые позволили бы свежим взглядом посмотреть на собственное искусство».

Совершенно в духе этой многозадачности – и программа нынешней, уже V «Стрелки». Начавшейся, по традиции, с оперного гала, но не стандартного из ходовых арий тех же Россини-Беллини-Пуччини, а барочного – Гендель, Вивальди, Перголези, Кальдара, Дуранте… Продолжившейся исполнением «Истории солдата» Стравинского под управлением московского маэстро Ивана Великанова с участием актера-чтеца Вениамина Смехова. Усладившей слух и любителей сугубой немецкой классики – Гайдн, Шуман, Мендельсон, Брамс в исполнении оркестра Александра Рудина Musica viva. Включившей клавирабенд молодой индийской фортепианной звезды, ученика нашей Элисо Вирсаладзе Риса Конессао (Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Прокофьев). Не обидевшей и фанатов шлягеров – имею в виду вечер неаполитанской песни.

Конечно, московскому гостю пришлось выбирать, на что приехать. Я выбрал финал фестиваля с двумя интереснейшими программами.

Первая из них соединила творчество трех великих композиторов первой половины ХХ века, которые уже своим появлением на свет словно обозначили контуры здания музыки нового времени: Рахманинов родился в 1873 году, Шенберг в 1874-м, Равель в 1875-м. А имя звонче, чем у исполнительницы их вокальной лирики, трудно придумать: наша знакомая Надежда Павлова в ансамбле с известным пианистом-просветителем (кстати, выпускником Нижегородской консерватории) Алексеем Гориболем.

Поет Надежда Павлова. Фото: Александр Верин

Правда, Рахманинов, как мне показалось, не совсем композитор Надежды, главные успехи которой энциклопедии связывают прежде всего с музыкой Верди, Оффенбаха, Моцарта… Нет, выстроено все было идеально: созерцательные романсы Сергея Васильевича «Здесь хорошо», «Маргаритки», «Сон», «Сирень», «Островок»; экстатические «Они отвечали», «Давно ль, мой друг», «Я жду тебя»; суммировавший обе эти линии главный рахманиновский хит «Не пой, красавица». Все предельно интеллигентно и точно – но словно бы это сыграла флейта, а не спел живой человеческий голос.

Ближе к натуре Павловой оказались «Мадагаскарские песни» Равеля, графичную полифонию которых помогли выстроить флейтистка Зарема Горбунова и виолончелист Игорь Боборович. Особая же удача солистки – «Кабаретные песни» Шенберга, в которых будущий ниспровергатель классического тонального музыкального языка еще почти целиком во власти традиций Шумана и Иоганна Штрауса, но уже столько иронии сквозит в преувеличенном романтическом пафосе «Невзыскательного любовника», в лукавой соблазнительности «Гигерлетты», в хмельной игривости венчающего цикл «Медленного вальса» на стихи Шиканедера (того самого, соавтора моцартовской «Волшебной флейты»!)…

На бис Надежда, будто решив реабилитироваться перед Рахманиновым, проникновенно спела знаменитый «Вокализ» Сергея Васильевича. Что ж, достойный ход, говорящий, возможно, о будущем направлении самосовершенствования певицы.

В заключительной программе на сцену вышли симфонический оркестр Нижегородской оперы во главе с музыкальным руководителем коллектива Дмитрием Синьковским и солисты театра. Ее посыл я для себя расшифровал так: в сочетании «французского с нижегородским» нет ничего противоестественного. Тем более – и до того в афише фестиваля уже было столько приветов из Франции – «Бестиарий» Пуленка, «Сельскохозяйственные машины» Мийо, не говоря о том же Равеле…

Дирижирует Дмитрий Синьковский

Что, например, стоит потрясающей Наталии Лясковой (меццо-сопрано) исполнить его «Шехерезаду» на стихи Тристана Клингзора – и это совсем не будет повторением опыта Надежды Павловой хотя бы потому, что Равель тут совершенно иной: не умудренный десятилетиями эконом, отмеривающий звуки гомеопатическими дозами, а смело вглядывающийся в новые горизонты молодой художник, жадно ищущий краски для своей импрессионистической картины мира.

Равель Наталии Лясковой увлек роскошью красок

Кантата Дебюсси «Блудный сын», наоборот, возвращает нас в период творчества композитора, когда он делал первые осторожные шаги в сторону от академизма – и разве лишь в эмоциональной смягченности, с какой передан жесткий библейский сюжет, мы можем угадать будущего великого мастера полутонов, а при первой же возможности 20-летний сочинитель возвращается под сень академической традиции, в конце почти в точности цитируя гимн «Господь – наш оплот», так хорошо знакомый нам по творчеству Баха. Важный опыт и для публики, слышащей это живьем, я уверен почти на сто процентов, впервые (ко мне самому это относится в точности), и для великолепно проявивших себя исполнителей – тенора Сергея Писарева, баритона Константина Сучкова и даже для не вполне еще научившейся округлять свое резковатое сопрано, но в лучшие моменты явно стремившейся к тому Екатерины Ясинской.

А вот по поводу «сладкого десерта», которым Дмитрий решил угостить всех после экзотических «блюд», – общеизвестной прелюдии Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» должен признать, что, одобряя в принципе подобный шаг навстречу слушателю, ожидал от достаточно искушенного исполнителя большей звуковой тонкости и пластичности. Видимо, приспособить симфонический оркестр, пусть и такой облегченный, как в «Фавне», без труб и тромбонов, к камерному по сути залу (430 мест) – непростая задача. А возможно, и есть и в чем усовершенствовать продукт «строившей» в этих стенах звук московской компании Acoustic Group – например, поставить дополнительные ловушки, смягчающие звуковую атаку и делающие дыхание музыки более объемным и пространственным.

Есть в чем докрутить собственное многообещающее детище и городу, губернии. В конце концов, не зря буклет фестиваля открывается напутствием губернатора Глеба Никитина! Стоило бы, например, устроить поблизости от «Пакгаузов» остановку общественного транспорта. Пока же любителям высокого приходится раскошеливаться на такси – либо топать километр от метро.

Вот они, «стены из вечерней зари», за которыми происходит волшебство искусства

А «топать» точно будет ради чего. Фестивалем культурная жизнь «Пакгаузов» далеко не ограничивается. Например, в конце мая во втором из этих корпусов, выставочном, открылся интереснейший проект Нижегородского государственного художественного музея – выставка «Другие грани: русский авангард из музеев и частных собраний Урала». А на будущий год – уже снова в концертном зале – нам обещают мировую сценическую премьеру балета известного петербургского композитора Юрия Красавина «Пиковая дама»…

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6333
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?