Главная Культура Афиша 00:10 14 Октября 2022 19330
Поэт Петра Великого

За десять лет Пушкин изучил петровскую эпоху лучше иных историков

Виктория Пешкова
«Петр I и Ибрагим». Иллюстрация А.З.Иткина к роману «Арап Петра Великого». 2008. Изображения предоставлены Государственным музеем А.С.Пушкина

В музее поэта на Пречистенке открылась выставка «Образ Петра I в творчестве Пушкина». Фигура Петра занимала воображение Александра Сергеевича на протяжении последних 10 лет его жизни. Свидетельством тому — множество стихотворений, поэмы «Полтава» и «Медный всадник», роман «Арап Петра Великого» и, конечно же фундаментальная «История Петра I», оставшаяся, увы, незавершенной. Вольнодумец, призывавший милость к падшим, Пушкин с дотошностью историка и архивариуса изучает эпоху одного из главных диктаторов и автократов в отечественной истории. Почему?

Портреты царя-реформатора, его соратников и противников. Иллюстрации к пушкинским сочинениям и первые их издания. Книги, черновики, фрагменты из воспоминаний современников... Все это не просто экспонаты — атомы самого Времени.

Петр вошел в поэзию Пушкина в 1826 году. Николай I, еще не покинувший Москву после коронационных торжеств, извлекает поэта из Михайловской ссылки, удостаивает аудиенции и дарует ему невиданную привилегию — объявляет себя «личным цензором» Пушкина. И вскоре на свет появляются «Стансы», где в центре — «вечный работник на троне», превративший Россию в империю...

Многие из современников сочли «Стансы» платой за помилование, неприкрытой лестью. Они плохо знали Александра Сергеевича. Он, натура пылкая, романтическая и увлекающаяся, и в самом деле надеялся, что новый государь примет эстафету от великого предка, но сумеет избежать крайностей, присущих Петру Великому. Не зря же стихотворение начинается строками «В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни». А главное, у «Стансов» была предыстория, с Николаем I никак не связанная. Императором тот тогда не был, а вот Полтавская битва поэта уже очень интересовала.

Первый зал экспозиции посвящен «Полтаве». Казалось бы, сочиняя о временах столь отдаленных, Пушкин вполне мог положиться на силу своего таланта и вдохновения — поэзия документальной точности не требует. Однако он принимается за первоисточники: «Историю Малой России» Д.Н. Бантыш-Каменского, «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова, «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера и другие работы. Обращается к поэме Байрона «Мазепа» и повести Егора Аладьина «Кочубей». В начале 1824-го (напомним: на троне еще брат Николая Александр, а сам поэт в южной ссылке) Пушкин вместе Иваном Петровичем Липранди, авторитетным историком, предпринимает поездку из Одессы в Бендеры на поиски следов лагеря Карла ХII и могилы гетмана Мазепы. До выхода «Полтавы» четыре года. За это время поэма вырастает в произведение не только поэтическое, но и историческое, где автор стремится осмыслить и показать, как участники тех событий — Петр I, Карл XII, Мазепа и Кочубей повлияли на будущее «северной державы».

«Бой». Иллюстрация К.И.Рудакова к поэме «Полтава». 1946

В следующем зале посетителей ожидает встреча с «Арапом Петра Великого». История обеих линий собственного рода волновала поэта с детства. Возможно, причиной тому была холодность, с которой родители относились к своему первенцу, и он искал утешения в семейных преданиях. Фамильная гордость подпитывалась фамильной же горячностью. Известно, что конфликт с графом Воронцовым, которому поэт подчинялся в Одессе, во многом подогревался тем обстоятельством, что, по мнению Пушкина, его род был старше на два с лишним столетия, и не пристало потомку столбовых дворян служить под началом наследника «выскочек».

Над романом о легендарном предке он работал в Михайловском летом 1827 года, еще до того как приступил к «Полтаве». Картина петровского времени, переданная через судьбы реальных людей, чьи лица угадывались в пушкинских персонажах, нужна была автору для того, чтобы показать Петра как «могучего и грозного преобразователя России». Пушкин напечатал отдельные главы в альманахе «Северные цветы» на 1829 год и «Литературной газете» в 1830 году. Читатели и критика были благосклонны. Увы, роман так и не был закончен, целиком он был напечатан в «Современнике» только после гибели автора. Заглавие «Арап Петра Великого» дали издатели...

Третий зал отдан «Медному всаднику». Рукопись Пушкин передал Николаю I, тот вернул ее с многочисленными замечаниями. Чтобы поэма увидела свет, требовались переделки, от которых поэт решительно отказался. К 1833 году радужные надежды, высказанные в «Стансах», померкли. Вступление к «Медному всаднику», озаглавленное «Петербург. Отрывок из поэмы», было опубликовано в следующем году в «Библиотеке для чтения». Критика и публика его не заметили. И Александр Сергеевич оставил поэму в столе. Посмертная публикация все в том же «Современнике» была встречена с восторгом. Для потомков, как и для современников, поэма зазвучала манифестом в защиту «маленького человека», гибель которого становилась «страшным упреком всему делу преобразователя».

«Погоня». Иллюстрация П.Л.Бунина к поэме «Медный всадник». 1962

Над «Историей Петра I» Пушкин работал до последних дней жизни. Завершить труд не успел, но главное, что мог сказать о первом русском императоре, он сказал, отказавшись от монохромного взгляда на эту грандиозную личность.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6761
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?