Контракты жизненного цикла – это вид концессионных соглашений, которые должны решить одну из двух главных проблем России.
Наблюдая всякий раз за весенней перекладкой асфальта, невольно думаешь: «а вот если заставить этих дорожников за свой счет ремонтировать дорогу в следующие пару лет – сразу бы стали отвечать за качество своей работы!».
До недавнего времени так и было - строит одна компания, ремонтируют другие, а когда дорога развалится, непонятно, с кого спрашивать – вот и приходится класть асфальт по новой. Но не так давно появился инструмент, который позволит государству требовать от строителей гарантий качества проведенной работы и, если они сделали ее плохо – обязать ремонтировать за свой счет. Этот инструмент называется договором концессии.
В соответствии с этим договором, государство предоставляет подрядчику возможность отремонтировать существующую или построить новую дорогу (за счет собственных или привлеченных средств) и обязует поддерживать ее в хорошем состоянии на протяжении срока концессии (обычно - 10 лет и более). В течение этого времени подрядчик (под контролем государства) получает с автомобилистов плату за проезд по отремонтированной или построенной дороге. По истечении срока концессии подрядчик передает дорогу обратно государству.
В России пионером внедрения концессионных договоров в дорожном строительстве стала специально созданная для развития сети скоростных дорог в России государственная компания «Автодор» - первыми концессиями стали переданные в управление госкомпании головной участок трассы Москва-Санкт-Петербург (15-58км трассы) и Северный обход Одинцово, соединяющий МКАД и федеральную автомагистраль М-1 «Беларусь».
Одной из разновидностей концессионных соглашений являются контракты жизненного цикла, основное отличие которых заключается в том, что риски доходности может взять на себя государство. В классической концессии подрядчик сам рассчитывает, какой будет трафик, вычисляет тариф и принимает на себя все риски. А если заключен контракт жизненного цикла, то тарифы за проезд по скоростной трассе будет устанавливать само государство, компенсировав подрядчику недополученную выгоду. Однако инвестор будет получать эту компенсацию только в том случае, если спроектирует, построит и будет содержать и ремонтировать дорогу на должном уровне. Параметры, по которым будет определяться этот уровень, прописываются в контракте.
На этих условиях будут реконструироваться и строиться ЦКАД, ряд участков на трассе М4 «Дон», выход новой трассы М7 «Москва-Нижний Новгород» - так что мы можем быть уверены, что эти дороги будут построены качественно и, как говорится – «на века». Ведь в этом теперь заинтересованы сами строители.