Ситуационный центр – это большой зал с огромным монитором, на который в режиме реального времени выводится информация о происходящем, например, на другом конце страны. При этом удаленной ситуацией можно управлять. Такие центры уже появились и работают во многих ведомствах.
В Росморречфлоте необходимость создания ситуационного центра возникла давно, но реализовать ее стало возможно только после принятия в 2010 году Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Главная цель программы – защита транспортных объектов от незаконных вмешательств (противоправных действий, следствием которых стали несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, либо угроза таких последствий).
Как правило, ситуационные центры работают с последствиями происшествий. В Росморречфлоте посчитали, что Центр будет полезен для предотвращения серьезных происшествий и защиты территорий наиболее уязвимых объектов морского и речного транспорта от незаконных проникновений.
Ситуационный центр расположен в Москве. Здесь можно собрать лучших в стране специалистов, отсюда удобно управлять сразу несколькими объектами. Оборудование Центра даже в тестовом режиме позволяет оценить, работает ли на таком-то объекте дорогая система обеспечения безопасности, или по каким-то причинам она неисправна или бездействует.
Сейчас связь с Центром поддерживают 14 объектов: 8 гидроузлов и акватории 6 портов. Все они оборудованы высокотехнологичными охранными системами. В любой момент из Ситуационного центра можно увидеть, как обстоят дела на объекте.
К примеру, на одном из объектов нарушен периметр. На пульт оператора охраны объекта выведена 3D-модель всей территории. Он видит, где именно кто-то пытается проникнуть на территорию, и всего одним кликом «мыши» может вывести на экран сразу несколько изображений происходящего со стационарных и поворотных видеокамер. Поворотные камеры наводятся автоматически, но ими может управлять и оператор. На акваториях перед автоматикой стоит еще одна задача: идентифицировать судно.
Если выясняется, что тревога ложная, оператор просто возобновит работу сигнализации. Но если произошло вторжение, он передает сигнал тому подразделению объектовой охраны, которое находится ближе всех к месту происшествия. Во время демонстрации работы системы для журналистов условный нарушитель не успел даже выйти из зоны слежения камер, как был обезврежен.
Таким образом, критические объекты гидроузла надежно защищены: залог их безопасности – быстрое обнаружение угрозы. Автоматическая система безопасности в разы сокращает время реагирования людей на проникновение, и значительно снижает роль человеческого фактора: при обычном видеонаблюдении оператор одновременно следит за изображениями с десятков камер, и быстро утомляется.
Система безопасности Росморречфлота может быть интегрирована с аналогичными системами, работающими в других ведомствах или на других видах транспорта. Такими системами планируется оснастить еще около 300 объектов.
В нынешнем году предполагается получение Росморречфлотом второй очереди финансирования Ситуационного центра в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Средства планируется потратить в первую очередь на приобретение каналов связи.