Встреча лидеров G8 и поиск путей преодоления финансового кризиса не остудили споров вокруг сегодняшнего состояния и ближайшего будущего главных международных валют. Пессимистов, предрекающих обвал и хаос денежных систем, все больше. Но что думать и что предпринимать обычному человеку, пытающемуся сохранить свои деньги? Глава Центра внешней политики Института экономики РАН профессор Борис Шмелев рассказал о колебаниях валютного курса.
— Оснований для паники не вижу. Да, у США огромный госдолг, да, радужных перспектив в американской экономике не наблюдается. И все же не надо забывать: она по-прежнему достаточно мощна и обладает огромным потенциалом. У США гигантский золотой запас и колоссальная собственность за рубежом. Соединенные Штаты, безусловно, платежеспособны и обладают достаточными ресурсами, чтобы не допустить каких-либо резких негативных изменений. Мы знаем, что в прошлом, например, три-четыре года назад, были периоды некоторого снижения курса доллара, но потом он вновь возвращал утраченные позиции. Их не подрывает даже довольно значительная эмиссия, к которой прибегают США. Напечатанные доллары вбрасываются в мировую экономику и поглощаются ею. Важно то, что сама американская экономика демонстрирует способность меняться, модернизироваться, переходить на новый этап своего развития. Этот этап — функционирование на основе так называемого шестого технологического уклада.
— В чем он заключается?
— Это качественно новое состояние экономики, когда в основу ее ложатся новая биотехнологическая информация, новые виды производств и самой современной техники на основе последних достижений науки. На шестой технологический уклад переходит и Западная Европа, но она пока отстает в этом отношении от США. Могут возразить, что западная экономика подвержена спадам и имеет немало проблем. Это так. Но, несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются передовые страны Запада, у них достаточно ресурсов, чтобы сохранить свою экономику на плаву и выйти из кризиса обновленной.
— А ситуация с евро? И разговоры о неминуемом распаде евросистемы, вспыхнувшие с новой силой после событий в Греции и на Кипре?
— Не надо драматизировать ситуацию и с евро. Евросоюз, принимая экстренные меры, тушит пожары в экономике отдельных стран. Ситуация остается сложной и в Греции, и в Испании, и в Португалии, и отчасти в Италии. Непопулярные меры шоковой терапии, принятые в ряде стран, действуют. Удары чувствительные, но это не нокдаун. И с евро, думаю, ничего особо тревожного не случится, он прочно держится на мировом финансовом рынке. Что касается доллара, то он как был, так и останется на обозримую перспективу (пять-семь лет) главной мировой валютой. И это несмотря на то, что некоторые страны пытаются отойти от доллара в своих взаимоотношениях. К таким странам можно отнести Китай, являющийся сейчас главным локомотивом мировой экономики и имеющий самые значительные золотовалютные резервы, Японию, занимающую второе место по золотовалютным резервам, Иран. И Россия в последнее время пробует делать это. Но в целом на позициях доллара это не отражается.
— А как выглядит положение российского рубля?
— Оно стабильно. Правда, российская экономика развивается сейчас не такими темпами, как до кризиса 2008 года. Годовой рост составляет ныне около 3%, а официальный уровень инфляции —
Вот почему надо искать золотую середину — с одной стороны, способствовать росту российской экономики, с другой — удерживать курс рубля в разумных пределах.