Число жертв пятничных беспорядков в Казахстане увеличилось до 14 человек, среди которых одна женщина. Еще около 90 человек получили ранения. Большинство погибших были убиты полицейскими, когда те принялись расстреливать толпу, начавшую погром официальных зданий. Об этом в понедельник, 19 декабря сообщает NEWS.RU.com.
По неофициальным данным, количество погибших в разы больше, – от 30 до 70. А раненых – более сотни.
Подтвердилась и информация о том, что полицейские избили известного в стране блогера Мурата Тунгишбаева, снимавшего беспорядки и последовавшую затем расправу на видеокамеру. Избиение произошло уже в воскресенье: на глазах у иностранных журналистов казахские полицейские повалили блогера, приставили к его голове пистолет, а затем избили и отобрали у него удостоверение личности.
Жестокое подавление забастовки нефтяников в Жанаозене вызвало возмущение и в других городах Казахстана. По некоторым данным, на улицы Актау вышли около тысячи человек, которые провели митинг солидарности, а все месторождения, расположенные в Мангистауской области, остановили работу.
В свою очередь власти заявляют, о том что ситуация нормализуется. Беспорядки прекращены, город возвращается к нормальной жизни. Генеральная прокуратура страны признала факт применения полицейскими огнестрельного оружия. При этом в надзорном ведомстве заявили, что это было сделано в рамках закона.
Погромы в Жанаозене произошли 16 декабря, во время празднования дня независимости страны. Власти города установили праздничные юрты на центральной площади, где уже семь месяцев собираются нефтяники, требующие зарплаты. В какой-то момент между пирующей публикой и митингующими возникла потасовка. В нее вмешалась полиция. После этого доведенные до отчаяния люди устроили погром: снесли праздничные юрты, опрокинули новогоднюю елку, сожгли три здания и повредили еще около сорока. В ответ полицейские открыли по бастующим огонь.
И официальные власти страны, и организаторы забастовки сходятся в том, что произошедшее является провокацией. Впрочем, некоторые СМИ не исключают, что эту провокацию могли заказать не «внешние силы», а руководство нефтяной компании и правительственные чиновники: ведь подавление беспорядков и введение чрезвычайного положения автоматически прекращает забастовочное движение и позволяет снять вопрос о выплате заработной платы.
