Главная Культура 00:01 20 Ноября 2020 7922
Виктор Цой. Последняя дорога

На экраны вышел скандальный фильм, который одни возносят до небес, а другие предают остракизму

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Этот фильм имеет мало общего с прилежным биографическим каноном. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Это случилось 30 лет назад. Входивший в зенит своей популярности 28-летний музыкант Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года в ДТП. Дело было в Латвии, авария произошла на 35-м километре трассы Слока — Талси под Тукумсом. По официальной версии, Цой заснул за рулем, его «Москвич» выехал на встречную полосу и столкнулся с автобусом. Мать Виктора, впрочем, предполагала, что сын потерял управление автомобилем, когда переставлял в магнитоле кассету со своими новыми записями. В начальных кадрах фильма режиссер Алексей Учитель придерживается именно этой — неканонической — версии гибели лидера группы «Кино»...

Этот фильм вообще имеет мало общего с прилежным биографическим каноном. Учитель, как мало кто из его коллег, имел все основания для съемок подробного фильма о короткой жизни музыканта: в свое время он сделал о Цое две яркие документальные ленты — «Рок» и «Последний герой». Но, решившись на фильм игровой, отказался от идеи байопика. В фильме с дерзким, провокативным названием «Цой» самого Виктора Цоя практически нет. Певец возникнет на документальных кадрах только в прологе и эпилоге картины. Так что разочарование фанатов Цоя, которые ждали, что фильм воскресит, покажет въяве их кумира, понять несложно.

Наверное, можно понять и претензии родственников Виктора Цоя, которые протестовали против появления этого фильма еще на стадии сценария, а потом написали письмо на имя Путина с требованием запретить готовую картину, а теперь судятся с ее создателями. Их, как я понимаю, шокировала идея, что вместо опять-таки живого Цоя на экране будет только гроб с его телом. А именно такой неординарный и небесспорный сюжетный ход придумал режиссер, попутно назвав реальных прототипов драмы другими именами.

Алексей Учитель сделал это отчасти для того, чтобы избежать возможных претензий и судебных исков. Отчасти — чтобы лишний раз подчеркнуть, что его фильм — не доподлинная реставрация событий, а вольный полет авторской фантазии, «сочинение на тему». При этом, разумеется, никакой диверсии по отношению к Цою в картине нет. Фильм предельно уважителен к его имени, памяти, творчеству.

По сценарию фильма водитель автобуса, сбившего автомобиль Цоя, везет гроб с телом музыканта из Латвии в Ленинград. Компанию ему составляют люди, приехавшие на место аварии и так или иначе причастные к жизни рок-звезды. Среди них бывшая жена Цоя (Марьяна Спивак), уже нашедшая себе нового, весело бухающего бойфренда (Илья Дель). Его последняя любовь (Паулина Андреева), томно страдающая в темных очках. Малолетний сын Цоя от бывшей жены (в роли живого, шаловливого мальчика снялась дочь Алексея Учителя и Юлии Пересильд Маша). Музыкальный продюсер (Игорь Верник), озабоченный поисками последней кассеты Цоя. Девушка-фотограф (Надежда Калеганова), беззаветно и, увы, безответно влюбленная в Цоя и готовая покончить с собой из-за смерти кумира.

Эта пестрая компания во главе с водителем автобуса, невольным убийцей Цоя Павлом Шелестом (Евгений Цыганов), их взаимоотношения во время 600-километрового пути из точки «А» в точку «Б» прорисованы в фильме, как на мой вкус, чересчур обрывочно, поверхностно, мутно. Хотя биографы Цоя будут, возможно, с упоением разгадывать, кто из героев скрывается за каким псевдонимом. И радостно узнавать в веселом выпивохе — музыканта Рикошета, в алчном продюсере — Юрия Айзеншписа. Но мне, честно говоря, все эти персонажи показались мало интересными. Как и детективная линия с расследованием обстоятельств трагедии — невиновность водителя была очевидна всем и сразу. И зрителям ленты — в первую очередь.

И при всем при этом фильм меня в какой-то момент основательно и сильно зацепил. Чем? Наверное, тем, что именуется трудноуловимым понятием «магия кино». Тем, что растворено не в сюжете этого неспешного роуд-муви, не в главных персонажах, а в самой плоти экранного изображения. Тем, что в хорошей прозе читается между строк, незримо присутствует сверх и помимо рассказанной истории. Вот и лучшие кадры этого фильма лежат как бы на обочине основного повествования...

В моей душе надолго останутся эти живописные, каждая со своим обличием, латвийские дороги, осененные вековыми аллеями. Эти уютные, сонные прибалтийские городки с пронизанными солнцем фонтанами, где люди еще столь естественно переходят с латышского на русский и наоборот. Эти предосенние луга и поля, зарастающие сорными травами, в которые так и тянет упасть лицом и выплакаться раз и на всю жизнь. Этот ветхий, скрипучий придорожный санаторий, хранящий несметное количество тайн. И эта разудалая свадьба с ее музыкальной какофонией, где мелодии Цоя соперничают и заглушаются хитами «Ласкового мая»...

А потом возникнет вдруг открывшаяся водная ширь, которую можно одолеть только на трудяге-пароме. И появится приморская набережная, на которой можно выпить вкусного рижского пива вприкуску с прилипающей к губам вяленой рыбой, а потом искупаться в теплом августовском море. И еще будет съехавший в воду автобус, пассажиры которого, доселе разобщенные, вытянут его на берег и впервые почувствуют свою человеческую общность. И еще будут толпы фанатов Цоя, преследующие автобус по всему маршруту его следования — от Тукумса до Ленинграда и неутомимо скандирующие: «Цой — жив!».

Таких завораживающих кадров и сцен, снятых выдающимся кинооператором Юрием Клименко, в картине немало. В них неожиданно проступает та самая «живая жизнь» (Лев Толстой), которой порой так не хватает во многом манерному, искусственному основному сюжету фильма. Не знаю, согласится ли со мной режиссер, возможно, он совсем не думал об этом, но мне показалось, что в его картине содержится невольная полемика с «Грузом 200» Алексея Балабанова. Ибо если знаменитый фильм Балабанова, как принято считать, «вбил последний гвоздь в гроб СССР», то экранное путешествие Алексея Учителя с гробом Виктора Цоя — это еще и повод с ноткой запоздалой ностальгии попрощаться со страной, которая в фильме доживает свои последние дни.

Не случайно одна из самых сильных и шоковых сцен в фильме — это когда упакованные в прозрачные «скафандры» служивые люди, похожие на нынешних борцов с ковидной заразой, огнеметами выжигают придорожное пространство: на этом месте скоро пройдет граница между Россией и отколовшейся Прибалтикой. Алексей Учитель не проговаривает это буквально, в лоб, но смерть Цоя воспринимается в фильме, как предвестие скорой гибели, распада страны. И это выводит его бурно обсуждаемую картину за рамки рассказа о жизни и смерти музыканта, пусть и гениального.

Комментарии для сайта Cackle

С чем «народный артист интернета» дебютирует на одной из главных сцен страны

Сергей Бирюков
Труд
Фото: jaroslav.su

14 марта в «Крокус Сити Холле» — долгожданный концерт Ярослава Сумишевского «Не гаснет свет». «Долгожданный» — не ради красного словца. Во-первых, изначально эта встреча...

Культура 00:16 / 19 Марта 2021 30690
Весь вечер на Маниже

Кому понадобилось, чтобы на «Евровидении» спела уроженка Таджикистана с песней о русской женщине?

Сергей Беднов
Труд
Тут либо загадочная русская душа сработала, либо чья-то продуманная комбинация. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Да, оттоптались на ней пользователи Сети в последние часы Международного женского дня знатно. Едва узнали, кто будет представлять нашу страну на Евровидении, так и начали. К настоящему моменту процесс не только...

В Сети вдруг задумались: сколько получили принц Гарри и Меган Маркл за свои откровения. Остряки предрекли ответ Елизаветы II

Сергей Беднов
Труд
Вообще британская королева впечатления ранимой и обидчивой не производит. Фото: Pool/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В минувшие выходные в обсуждении «скопинского маньяка» и британской монаршей семьи появилась общая тема. А именно: сколько получил Виктор Мохов и какую сумму составил гонорар принца Гарри и Меган Маркл за согласие дать откровенные интервью....

Культура 00:18 / 02 Апреля 2021 17116
Ты неси меня, река...

Показ «Угрюм-реки» Первый канал анонсировал как премьеру года. Дождались: социальные сети переполнились раздраженными комментариями

Сергей Беднов
Труд
Новую экранизацию легендарной саги можно определить парой слов: «богато» и «затянуто». И оба - с добавлением «слишком». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На протяжении почти месяца, завершая программу «Время», Екатерина Андреева напоминала: нас вновь ждет встреча с прекрасным. А было бы правильным, если бы она давала зрителям еще и несколько ценных советов:...

Культура 00:02 / 02 Апреля 2021 17114
Жизнь в розовом цвете

На экраны выходит фильм, который стал сенсацией главного американского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Розовое облако» с сайта kinopoisk.ru

Снятый в 2019 году, а задуманный, естественно, намного раньше, фильм «Розовое облако» предугадал мировую моровую чуму, которая обрушилась на человечество. В реальности случилась эпидемия ковида, а в фильме...

Зачем Тигран Кеосаян замахнулся на святое

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Утешает только то, что от «Белорусского вокзала», как говорится, не убудет. Как смотрит его народ уже 50 лет, так и дальше будет смотреть

Вот и дожили. Киноконцерн «Мосфильм» сообщил о съемках фильма «Бессмертные» — современной версии фильма «Белорусский вокзал». Как явствует из анонса нового фильма, вместо участников...

Культура 00:06 / 26 Марта 2021 13483
Английский связной

На экраны вышел британский триллер про главный шпионский сюжет ХХ века

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Игры шпионов» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются...

Культура 00:05 / 02 Апреля 2021 12695
Каманча и ангелы

В Доме кино прошла премьера фильма о человеке с яркой и поучительной судьбой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Владимир Каманцев - герой фильма «Каманча и благодать». Фото: «ВКонтакте»

Он служил в ВДВ, был разведчиком. Воевал в Чечне. В одном из боев был тяжело ранен. Окровавленного, его вытащили на себе боевые товарищи. После демобилизации Владимир пытался учиться в институте, но чаще...

Куда в эпоху интернета прикажете девать домашние библиотеки?

Галина Пономарева
Труд
Фото: Vadim Nekrasov/Russian Look, globallookpress.com

Люди постарше помнят время, когда книжных шкафов в квартирах было больше, чем телевизоров и компьютеров. Но что делать с этим кладезем знаний в эпоху интернета? Корреспондент «Труда» ищет ответ вместе с букинистами...

Культура 00:22 / 02 Апреля 2021 12299
Страсти земной богини

На сцене МХТ имени Чехова поставили «Звезду вашего периода». Автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли – Рената Литвинова

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Даже скорбь у Литвиновой выглядит эстетично

Имя Ренаты Литвиновой в афише — хороший манок для зрителей, ну а когда оно присутствует там многократно, как в случае со спектаклем МХТ имени Чехова «Звезда вашего периода», шансов быть незамеченной...

В повторный прокат выходит один из самых романтичных фильмов мирового кино

Леонид Павлючик
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Любовному настроению» исполнилось 20 лет. Премьера состоялась в 2000-м на Каннском кинофестивале, где картина была удостоена премии за лучшую мужскую роль и странного приза «за технические достижения»,...

Подарок великого певца стал памятью о «соавторстве» с ним

Соломон Волков, писатель
Труд
Евгений Нестеренко и Георгий Свиридов на сцене Большого зала Московской консерватории. Из семейного архива Г. В.Свиридова

Есть известный анекдот о певцах. Дирижер пеняет «звездному» басу: «Ну и идиот же ты!» На что бас возражает: «А голос?» Евгений Нестеренко, недавно ушедший от нас великий бас, являлся лучшим опровержением этой...

Культура 00:11 / 09 Апреля 2021 11310
Уроки выживания в аду

На экраны выходит зрительский, а не артхаусный фильм про Холокост

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Уроки фарси» с сайта kinopoisk.ru

Этот громкий международный проект был задуман в 2013 году. Сценарий Ильи Цофина «Уроки фарси», написанный по мотивам новеллы немецкого писателя Вольфганга Колхааса «Персидский для капо», понравился Тимуру...

Похоже, в России имперское сознание с его повышенным вниманием к символам становится главной идеологемой

Сергей Беднов
Труд
12 апреля на Байконуре состоялся грандиозный концерт. Длительностью те самые 108 минут. Фото телеканала «Россия 1»

Празднование Дня космонавтики, и без того помпезное, завершилось совсем уж грандиозным концертом на космодроме Байконур. Он длился 108 минут — ровно столько, сколько и полет Гагарина. Но вот интересно,...

Полемические заметки на полях концертных и выставочных программ

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Одна активная гражданка предложила собрать всю «обнаженку» Эрмитажа в один зал. С табличкой «18+». Фото: Eldio Suzano/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Это похоже на дурной сон. Следственный комитет взялся проверять песню «Русская женщина», с которой певица Манижа будет представлять нашу страну на «Евровидении». Инициировало это разбирательство некое АНО «Ветеранские...

Простояв полвека, легендарный памятник после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года

Алекс Зверев
Труд
Фото: Sergey Smirnov, globallookpress.com

Сооруженный в память о великой Сталинградской битве знаменитый монумент на Мамаевом кургане простоял полвека. А после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года. Такая вот примета времени. Сегодня мало...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?