Последние годы республики Средней Азии в силу неопределенной позиции Российской Федерации перманентно декларировали идеи тесного сотрудничества со своим великим северным соседом, а на деле все больше отдалялись от него. И лишь когда во главе России встал новый лидер, а в умах руководства соседних республик исчезли последние иллюзии, произошел поворот. Сегодня важно понять, что движение к этому началось, что говорится, с обеих сторон. Россия устами Владимира Путина вспомнила наконец о своих стратегических интересах в этом регионе. И прежде всего о том, что если не остановить религиозный экстремизм на бывших южных рубежах бывшего Союза, то завтра с ним придется бороться в самой России. Республики Средней Азии и прежде всего ключевое здесь государство Узбекистан осознали, что реально встать на защиту их территориальной целостности и суверенитета может только Россия. Причем не только и не столько в силу своих геополитических интересов, а из не до конца утраченных хозяйственных, экономических, культурных, просто человеческих связей. Не случайно очередное и, как надеются миллионы граждан России и Узбекистана, надолго сближение происходит не на основе какого-либо супервыгодного экономического проекта, а "Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях". Словом, той сфере, в которой рассчитывать на скорые дивиденды и не приходится.
Не случайно первый после инаугурации визит Владимира Путина стал для большинства специалистов большой неожиданностью. Видимо, еще будучи премьером, он уже видел все негативные последствия утраты российского влияния в этом регионе. Видимо, потому рядовой декабрьский визит закончился подписанием архиважного двустороннего документа. После чего Ислам Каримов подчеркнул, что отношения с Россией Узбекистан должен развивать на двусторонней основе. Именно тогда он пришел к мнению, что будущее в двусторонних отношениях субъектов Содружества Независимых Государств с Россией, а уж потом их можно будет моделировать как многосторонние.
"В отличие от некоторых стран Содружества в Узбекистане благодаря Исламу Каримову определен правильный вектор межнациональных отношений", - особо подчеркивал в декабре минувшего года Владимир Путин. Этот вектор, конечно, "лег" на весы двусторонних отношений.
Из Ташкента в Ашхабад вылетел самолет российского президента. На сегодня эта небольшая республика в песках является самым крупным поставщиком в Россию природного газа, переориентация которого грозит России солидными, в том числе и моральными, потерями на мировом газовом рынке. Не случайно Ашхабад значится зоной стратегических интересов Соединенных Штатов Америки, которые, пользуясь активной поддержкой других наших партнеров по Содружеству - Азербайджана и Грузии, последние годы неустанно пытались направить газовый поток в обход России. Похоже, с нынешним визитом Владимира Путина этой "американской мечте" пришел конец. Встреча двух президентов стала венцом кропотливой работы Газпрома по удержанию этого газового клондайка в сфере своего влияния. Отныне львиная доля добываемого здесь углеводородного сырья будет продаваться в Россию. Надо признать, что не все вопросы и нюансы документов, которые будут определять наши взаимоотношения на 10 -15 лет вперед, окончательно согласованы. Но это как раз не принципиальные противоречия, и их решение - вопрос ближайшего времени.
Несомненно, что важным фактором поворота взаимоотношений с этими республиками стало заявление Владимира Путина о признании и уважении их интересов в самой России.
Пока неизвестно, успел ли российский президент в ходе предельно сложных по времени визитов решить все поставленные перед собой задачи. Но сегодня бесспорно, что отношения с этими республиками вышли на качественно новый уровень.