Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби», знакомую по фильму Владимира Меньшова, снятому в 1984 году. Та кинолента уже 40 лет остается среди самых любимых нашими зрителями, она из разряда подлинно народных. А что мы увидели на сцене?
По притихшему зрительному залу видно, что публика искренне жалеет добряка, безнадежно отставшего от новой «рыночной» эры, продолжающего витать где-то в облаках вместе со своими голубями. Что-то в этом бесхитростном человеке с открытым лицом осталось от наивных героев-чудаков Василия Макаровича Шукшина, а теперь своим видом в исполнении Ильи Бабошина он напоминает птицу с подрезанными крыльями.
Прагматизм, извлечение выгоды — все это чуждо самой природе Васи Кузякина. И потому он не видит большого зла, когда украдкой берет из семейной заначки деньги, отложенные на хозяйственные нужды, чтобы купить красавца голубя. Он счастлив, а жена, считающая каждую копейку, несчастна. И ему, и ей впору посочувствовать. Хотя эмоции зрителей здесь делятся не поровну. Называйте это как угодно, но зал начинает понимать простую истину: человек, лишенный в жизни радости, способен утратить и сам смысл существования.
По всему видно, что и автор пьесы Владимир Гуркин (кстати, сам в молодости заядлый голубятник), и режиссер Сергей Федотов встают на защиту подкаблучника Василия, постоянно выслушивающего обидные слова в свой адрес от жены, теряющего отцовский авторитет в глазах детей.
А тут еще эта дурацкая история в санатории, куда Кузякин, впервые в жизни нацепивший галстук, отправился по профсоюзной путевке и где попал в сети эмансипированной дамы Раисы Захаровны (актриса Алена Хорошая). Та живо берется за нелегкое дело: обтесать мужика на свой вкус и лад, обучить хорошим манерам, а там, глядишь, и до брака дело дойдет. Но этот «праздник жизни» длится недолго — Василия выручает традиционная русская тоска. Пленник прогресса и комфорта бежит как черт от ладана от симфонических концертов и паровых котлеток.
Ну а дальше, известное дело, последует явление разлучницы к законной жене Надежде (актриса Екатерина Пономарева), после чего Надя вдруг ясно осознает, как хрупко семейное счастье и как коварные эти городские фифы, способные в любой момент увести мужика из дома. Ночные свидания у реки Василия и Надежды, проснувшиеся чувства, а значит, скоро в доме будут праздновать прибавление семейства. И голуби в небе — куда же теперь без них? Все хорошо, что хорошо кончается.
Старая, всем и каждому известная история, а вот проняло до самых глубин души — и, думаю, не меня одну.