Главная Культура Афиша 21:01 26 Февраля 2022 9581
Пушкин умел и любить, и дружить

Государственный музей А.С. Пушкина представил выставку, посвященную друзьям великого поэта

Виктория Рогозинская
Выставка погружает в атмосферу «ближнего круга» Пушкина. Изображения предоставлены Государственным музеем А. С. Пушкина

Государственный музей А. С. Пушкина представил самый масштабный проект нынешнего сезона. Выставка посвящена тем, кто, по определению поэта, составлял «прекрасный союз», что как душа — «неразделим и вечен». И это отнюдь не только лицейские товарищи, неоднократно воспетые Александром Сергеевичем. Говорят, что настоящих друзей много не бывает. Если, путешествуя по выставочным залам, заняться хотя бы приблизительными подсчетами, окажется, что у Пушкина их набралось не меньше трех десятков. Многие из этих людей оставались верными дружбе до самой гибели поэта.

«Самым сложным для нас, — признается старший научный сотрудник ГМП Светлана Павловна Белехова, — было определить, кто может стать героем выставки, а кто нет. Дружба ведь понятие субъективное, и, значит, выбор персонажей не может быть окончательным или каноническим. Наверняка некоторым посетителям, если они достаточно хорошо знают биографию Александра Сергеевича, покажется, что кто-то зря не попал в экспозицию, а кто-то, наоборот, вполне мог остаться за ее пределами. Мы ориентировались на пушкинские строки, которые всплывают в памяти при виде того или иного портрета и помогают лучше понять не только личность изображенного человека, но и характер его взаимоотношений с Александром Сергеевичем. При этом мы сознательно отказались от хронологического принципа — хотелось, чтобы Пушкин предстал не бронзовым монументом, а живым человеком в кругу близких друзей. Человеком, ценившим дружбу превыше всего на свете».

«Залы под сводами», как их называют в музее — пространство само по себе очень атмосферное: эдакий портал для желающих попасть в пушкинскую эпоху. На этот раз с его помощью можно невидимкой шагнуть в ближний круг Александра Сергеевича — поближе узнать тех, кто делил с ним проказы юности, вдохновлял, утешал, поддерживал в трудные минуты. Портреты, личные вещи, редчайшие первые издания произведений, посвященных друзьям или вдохновленных ими. И конечно, листки со стремительными, нервными и дерзкими пушкинскими каракулями. Нет, подлинники под семью замками так и остались в Петербурге, в архивах Пушкинского дома, где они не всегда доступны доже специалистам — а в Москве представлены факсимиле. Зато — на подлинной бумаге XIX века, и если мы верим, что даже фотоотпечатки в состоянии сохранить энергетику того, кто или что на них изображено, то неужели этим листам не под силу ретранслировать харизматичность «нашего всего»?!

Известно, что для Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных желанным ребенком Саша не был, оттого взаимоотношения с родителями у поэта были непростыми, особенно в детстве и юности. Зато племянника обожал дядюшка, которому тот платил взаимностью. Именно Василий Львович пустил в ход все свои связи — а он был весьма известным стихотворцем — чтобы определить Сашеньку в столь привилегированное учебное заведение, каким был Императорский Царскосельский лицей. «Вы дядя мой и на Парнасе» — одной шутливой строкой «ленивейший из всех поэтов-племянников» навеки вписал в историю русской литературы «любезнейшего из всех дядей-поэтов здешнего мира».

В. Л. Пушкин. Работа С. Ф. Галактионова, с гравюры Э. Кенеди

Нежнейшая дружба связывала Александра с младшим братом. Они были схожи и страстностью, и азартом, и строптивостью, и склонностью к стихосложению (Лёвушка по скромности свои вирши никому не показывал), а внешне отличались лишь цветом волос — младший был блондин, но с такою же курчавой гривой. «Чувствую, что мы будем друзьями и братьями не только по африканской нашей крови», — признавался Пушкин в письме к Дельвигу («Мой первый друг, мой друг бесценный» — это о нем, об Антоне). По воспоминаниям Петра Андреевича Вяземского, еще одного из самых близких друзей поэта, «после смерти брата Лев, сильно огорчённый, хотел ехать во Францию и вызвать на роковой поединок барона Геккерена, урождённого Дантес; но приятели отговорили его от этого намерения».

Л. С. Пушкин. Работа А. О. Орловского и Я. Г. Зака

Лев Сергеевич был не только поверенным сердечных тайн брата, но ходатаем по его делам. Заядлый картежник, Александр однажды в счет карточного долга отдал тетрадь своих стихов Никите Всеволожскому, которого называл «лучшим из минутных друзей моей минутной юности». Спустя несколько лет, когда перед поэтом открылась возможность напечатать эти стихотворения, он уполномочил Лёвушку на переговоры. Всеволожский согласился вернуть тетрадь за половину суммы — 500 рублей. Но, получив заветную рукопись, поэт настоял, чтобы брат вернул долг полностью, и Лёвушка просьбу исполнил. Впрочем, в деловом отношении он был таким же безалаберным, как и старший брат, и Александру со временем пришлось доверить ведение своих дел Плетнёву.

Пётр Александрович стал не только другом и советчиком, но и издателем Пушкина. Между тем, одного из самых преданных друзей в жизни Александра Сергеевича могло и не быть. Плетнёв, снискавший заслуженную славу тонкого литературного критика, был не чужд и поэзии. Одно из его стихотворений вызвало крайне резкий отклик Александра, написавшего брату: «Плетнёву приличнее проза нежели стихи. Слог его бледен, как мертвец». Левушка, к сожалению, не отличался сдержанностью, и содержание письма стало известным автору стихов. Но благородный Плетнёв не обиделся, наоборот — на свет появилось одно из лучших его стихотворений — «Послание к Пушкину»:

Твой гордый гнев, скажу без лишних слов,

Утешнее хвалы простонародной:

Я узнаю судью моих стихов,

А не льстеца с улыбкою холодной...

Так началась дружба, продолжалась до конца жизни Пушкина.

Таких «друзей до гроба» у Александра Сергеевича было несколько, и первыми среди них можно считать Александра Ивановича Тургенева и Василия Андреевича Жуковского, трогательно заботившихся о Пушкине до самой его кончины. Тургенев также содействовал определению резвого мальчика в Лицей, он же сопровождал гроб с телом великого поэта в Святогорский монастырь. Жуковский сделал все возможное, чтобы Николай I именно ему поручил разбирать оставшиеся после Пушкина бумаги и добился издания посмертного собрания сочинений.

В. А. Жуковский. Работа А. П. Елагиной, с оригинала Гильдебрандта

 

Многие удивятся, обнаружив на выставке женские портреты. Как, неужели Пушкин мог «просто» дружить с женщинами? Вполне. Веру Фёдоровну Вяземскую он почитал как вторую мать и доверял несказанно — именно ей поведал он свое горе, когда настал час разлуки с его одесской любовью — Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Вере Александровне Нащокиной, был благодарен за приют, который всегда получал в их гостеприимном доме. Павел Нащокин познакомил поэта со своей избранницей и просил у него совета — жениться ли. Проговорив с Верой Александровной чуть не полдня, Пушкин уверил друга, что тот будет счастлив. И, кстати, не ошибся. Горячей поклонницей поэта была княгиня Зинаида Волконская, нареченная им «царицей муз и красоты». Очень тепло относилась к нему и Мария Раевская — Пушкин был дружен со всем ее семейством, но особенно — с братом Николаем.

М. Н. Раевская. Работа неизвестного художника

Считается, что Пушкин был в нее влюблен, но мудрая не по годам девушка, чувствовала, что тот любит только свою музу. Некоторые исследователи считают, что именно она послужила главным прототипом Татьяны Лариной. Впрочем, это уже совсем другая история...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4826
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3407
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2916
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2301
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1494
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1368
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1216
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1053
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?