В российских вузах стартовала последняя кампания приема в вузы без ограничения набора на платное обучение. Дальше это будет регулироваться на государственном уровне.
Ректоры Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Алексей Комиссаров, Финансового университета при правительстве Станислав Прокофьев, МГТУ им. Баумана Михаил Гордин и Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко уже заявили, что это приведет к закрытию вузов с низким качеством образования.
Тем временем топовые вузы резко подняли цены за обучение: МФТИ за «информатику и вычислительную технику» требует 767 тысяч рублей в год, а за «ядерную физику» — 893 тысячи. Плехановка оценила специальности «дизайн» и «журналистика» в 700 тысяч. В Финансовом университете за «цифровизацию финансовых продуктов» заплатят 750 тысяч в год... В целом стоимость платного образования выросла как минимум на 25% по сравнению с прошлым годом.
Конечно, в каждом вузе есть бюджетные места — их всемеро больше, чем платных, причем 73% их приходится на региональные вузы. Но в прошлом году 189 университетов объявили о недоборе семи тысяч абитуриентов. Зато в МГУ на некоторые специальности конкурс превышал 80 человек на место. Не попавшие на бюджет трясли родителей или брали сумасшедшие кредиты для платной учебы. Для России пока не совсем привычное явление, а в США образовательные кредиты составляют 120-150 тысяч долларов и более, выплачивать которые приходится годами и десятилетиями.
Оправдание простое: это же рынок! Наши эксперты тоже объясняли тенденцию тем, что в России «начинает формироваться культура готовности платить за качественное и востребованное на рынке труда высшее образование». Результат: в 2024 году число студентов, обучающихся на платной основе в российских вузах, выросло на 9,8%.
Теперь власть решила поруководить и этим процессом. Уже есть предложение сократить количество платных мест в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Предполагается «устранить дисбаланс между популярными направлениями и реальными потребностями рынка труда». Ведь на платной форме чаще обучаются студенты по направлениям «экономика», «менеджмент» и «юриспруденция», в то время как в инженерной, медицинской и педагогической сферах ощущается дефицит кадров. Правда, эксперты сомневаются: если человек хотел стать юристом или политологом, он не пойдет учиться ни в мед, ни в пед, так какой смысл ограничивать платные места?
Теоретически в России достаточно толковых старшеклассников для заполнения вузов по любым специальностям: одних медалистов в прошлом году оказалось более 109 тысяч! К тому же юные гении появляются и среди троечников. Но есть два неудобных обстоятельства. Во-первых, среди российских абитуриентов вновь начал расти спрос на обучение за рубежом. В ФРГ, Чехию, США, Великобританию и Францию в год уезжают более 60 тысяч абитуриентов. Причем сейчас обучение за границей все чаще становится способом эмиграции. Хотя в самой России нынче наблюдается дефицит кадров в передовых областях знаний.
Но еще тревожнее, что более половины выпускников вузов не работают по полученной специальности, а еще 30% трудятся даже не по профилю. Как говорил Михаил Жванецкий, «может быть, в консерваториях что-нибудь надо подправить?».