Сразу два видных представителя российской власти заговорили вдруг о возможности своего участия в президентских выборах. Один со знаком плюс, другой со знаком минус. Но с чего вдруг тема-то всплыла?
В уже былинные времена была на Западе такая очень специфическая профессия — советолог. Ее видные представители умели делать серьезные выводы из сущих, казалось бы, мелочей: кого сколько раз поцеловал Леонид Ильич Брежнев, кто за кем взошел на трибуну Мавзолея или в какой очередности выстроились фамилии под очередным некрологом.
Сегодня, когда СССР давно уже нет, профессия советолога потихоньку деградирует. А жаль. Очень хотелось бы узнать от толкователей тайных знаков, с какого перепуга при живом и действующем главе государства сразу два высокопоставленных правительственных чиновника как бы невзначай затронули тему будущих президентских выборов в России. До которых, если кто забыл, еще 5,5 года!
В воскресном эфире вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью Владимиру Познеру вдруг заявил, что не имеет президентских амбиций. А накануне премьер-министр Дмитрий Медведев, напротив, прозрачно намекнул, что такие амбиции у него по-прежнему имеются. Правда, заявил он это не нашим журналистам, а французским — из агентства France Press и газеты Le Figaro.
«Никогда не нужно от чего-то отказываться, ведь, как известно, никогда не говори никогда, — туманно объяснил французам Дмитрий Анатольевич. — Тем более что я уже один раз входил в эту реку, и это как раз та река, в которую можно входить дважды».
Непонятно, что подтолкнуло к этому заявлению Дмитрия Анатольевича — тем более, если продолжить его метафору, еще не все брызги высохли от плескания в той реке: тут тебе и «нулевое промилле» для водителей, и застывшее на циферблате летнее время, и милиционеры, безвинно перекрещенные в полицейских.
Но если все эти «инновационные» последствия еще можно как-то исправить, то с договором по так называемому разграничению территориальных вод в Баренцевом море между Россией и Норвегией, после которого наши рыбаки лишились доступа к рыбным местам и ежегодно несут убытки на
Симптоматично, что свои соображения по поводу президентства наш премьер озвучил не тамбовским или ярославским читателям, а исключительно французским. Кстати, это уже не первое заявление Медведева по поводу своего политического будущего, сделанное «на экспорт»: в июле в интервью британской The Times премьер заметил, что он пока «не очень пожилой политик» и не собирается завершать свою карьеру.
Зато для внутреннего пользования Дмитрий Анатольевич использует совсем другие образы. Например, его последнее предложение штрафовать водителей за езду на красный свет на сумму до 500 тысяч рублей вызвало не только буйную реакцию автолюбительского населения, но и серьезные сомнения в том, понимает ли власть порядок цифр в родной стране? Кто из мудрецов-советников нашептал главе правительства такую инициативу? Откуда вообще взялась эта дикая цифра, если в стране 80% населения натурально понятия не имеет, как выглядят 500 тысяч рублей?
Заявлять о своих президентских амбициях за границей и одновременно ошарашивать электорат подобными инициативами с множеством нулей — есть во всем этом, мягко говоря, непоследовательность. Или ошибочное представление о том, что российский избиратель обитает исключительно за пределами РФ.
Слово эксперту
Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты, политолог
— Ничего особенного в заявлении Медведева не прозвучало — журналист его спросил, он и ответил. Ну а пресса всегда подает такие вещи, будто прозвучала сенсация.
Другое дело, что для Медведева важно позиционировать себя как кандидата на переизбрание, чтобы дисциплинировать чиновников. Если в их глазах он откажется от амбиций на участие в будущих выборах, то часть из них просто снизят уровень подчинения. Главное — в этом интервью Медведев еще раз зафиксировал, что он — часть путинской команды. Думаю, что баллотироваться он все-таки будет, но это будет другая модель, не так, как в этом году. Давайте не забывать, что Медведев является порождением Путина, а не наоборот. Поэтому нет предопределенности возвращения премьера в кресло президента. Наверняка на следующих выборах от команды пойдет один человек, но только после внутренних праймериз. И в них, я думаю, обязательно примет участие Медведев, Шойгу, Рогозин, возможно, Шувалов, а может, вообще появятся какие-то новые фигуры. Главные критерии для будущего кандидата — популярность среди населения и способность бесконфликтно продолжать курс нынешней команды.
