Главная Культура Афиша 21:18 29 Сентября 2011 3601
О бедном юноше Мцыри и бедном наряде грузинки...
В «Школе драматического искусства», основанной выдающимся режиссером Анатолием Васильевым, – премьера спектакля «Мцыри» по поэме Лермонтова
Георгий Губин

Режиссер-постановщик, — ученик Васильева Константин Мишин — разделив жизнь персонажа на три этапа, обозначил их так: «Мцыри поверженный», «Мцыри окрыленный надеждой» и, наконец, «Мцыри борьбы». Сам режиссер сыграл «Поверженного». Идея весьма оригинальная, хотя несколько странная и, как мне кажется, не для всех преемлемая. Все-таки с пятого класса мы привыкли читать «Мцыри» на одном дыхании, как единое целое, где есть только Мцыри, Мцыри и еще раз Мцыри. Один всегда и только с Барсом в схватке равный. Яркие, словно волшебные декорации, оригинальные костюмы, сочетающие стиль современного танца и этнической культуры Кавказа, экспрессию в каждом движении, слове, — все это вы сможете увидеть и услышать в этом спектакле. На первый взгляд, абсолютный минимализм, но весь сок — в простоте и лаконичности. Только необходимое и необходимым! Бамбуковые палки — главный реквизит актеров, с помощью которого они передают чувства, порывы, страхи героев. А как виртуозно двигаются артисты на сцене! Их движения по легкости можно было бы сравнить с тополиным пухом, который появляется в начале лета, только они не хаотичные, а целенаправленные и математически точные! Хотя была только премьера спектакля, но уже видно, что каждый шаг, жест, маневр тщательно отрепетированы! А сценический бой, который показывают действующие лица спектакля, даст фору голливудским боевикам! Барса воплощает Вадим Астафьев — тренер по боевым искусствам, многократный чемпион по единоборствам.

Тем не менее блестящий по технике и стилистике бой «не забивает» высокую и страстную поэзию Михаила Юрьевича. Считается, что ставить в театре Лермонтова очень сложно — за движениями актеров, сменой декораций и связанной с этим суетой невольно теряется божественный звук лермонтовского слога! А в «Мцыри» задача еще сложнее — на примере практически одного, к тому же юного героя показать, как дорог каждый день, как прекрасен и быстротечен мир, созданный Всевышним! Показать жизнь и смерть в первоначальном замысле природы и творца. Для того чтобы высокие материи — о вольности, свободе, гармонии — были услышаны нашими современниками, Константин Мишин вводит в спектакль, под музыку, перевод Лермонтова стихотворения Гете: «Горные вершины / Спят во тьме ночной; / Тихие долины / Полны свежей мглой; / Не пылит дорога, / Не дрожат листы… / Подожди немного, / Отдохнешь и ты». Неужели режиссеру недостает Поэмы Лермонтова, что он еще ссылается на вольный перевод немецкого поэта, доктора, политика Иоганна Гете? Ссылается на мудрость очень опытного во всех отношениях художника, дожившего до 83 лет, тогда как Лермонтова не стало в 26! Может, поэтому и нужны гетевские «вершины», и «долины», и «листы», что наш Михаил Юрьевич не дожил до терпения стоика?! Многими, хотя и избранными средствами режиссер старается убедить зрителя в том, что каждый день должен быть радостным и солнечным, даже если приходится вести неравный бой с судьбой, как это, собственно говоря, делал Мцыри. Жизнь мальчика, сбежавшего из монастыря, похожа на звезду, одинокую, но в конце небосклона создающую около себя целое созвездие из чувств, сожалений, слез и раскаяний. При этом постановка Мишина очень мужская, даже жесткая, местами безжалостная! Но при всей суровости замысла и акценте на боевые искусства не пропадают лирические женские мотивы: «И беден был ее наряд, и шла она легко, назад…» Мцыри успевает поймать это прекрасное мгновение — грузинки, ее молодой голос и уходящий шаг… В финале, уже без актеров, на сцене остаются следы листьев, дерева, кожи, следы тлена, осени… И этот оборванный на полуслове конец, с опилками и отходами на полу, производит сильное впечатление. А над сценой, словно в небе, звучала виолончель…

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 7025
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6405
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4514
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2632
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 2078
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2003
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 862
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?