Его несложно получить любому гостю в поездке или полете от Алма-Аты до Астаны. Три "боинговых" рейса каждый день, три железнодорожных экспресса в сутки. А для романтиков - дорога по степи вдоль Балхаша: вчера - ужасная "стиральная доска", сегодня - быстро создаваемый "хайвей".
Столица Казахстана - это самый центр страны. На час лета, на тысячу верст она ближе к России. Знаковый жест, конкретный пример евразийской политики Назарбаева, элемент казахстанской стратегии XXI века; по существу, подтверждение предсказуемости и открытости долговременных планов движения страны в новом тысячелетии.
Мечтают многие - рискуют единицы. Назарбаев рискнул. А решившись и рискнув, он практически сам до сих пор и руководит здесь строительством.
Казахстан впервые принял самостоятельное решение о дислокации столицы государства. Подзабыто сейчас, что при выборе новой столицы очень жестко оценивались 32 критерия, которым новый главный город должен отвечать: социально-экономические показатели, сейсмика и ландшафт, окружающая среда и строительный комплекс, трудовые ресурсы и транспортные перспективы...
"Если думаешь, что ты бедный, попробуй перекочуй",- гласит старинная казахская пословица. Сегодня пыль кочевья улеглась. Забыты слезы у вагонов "первого чиновного десанта". Сегодня попасть в Астану на работу - шанс очень небольшой и весьма завидный. Сперва - жесткий конкурс, где бесполезны телефонные звонки. А уж только потом - должность, супержилье над рекой: со встроенной мебелью, при полной инфраструктурной оснастке и по евростандарту безопасности: Астана - шестой город в мире, где действует полицейская система контроля при помощи видеокамер на улицах, компьютеров и спецгрупп моментального реагирования.
В кабинете акима (мэра) Астаны Адильбека Джаксыбекова мы вместе загибаем пальцы на руках, считая явно обозначенные плюсы города.
Итак, за невиданный срок большая страна получила второй современный город. В нем инфраструктура опережает спрос - для местных точек сервиса, стадионов и кинотеатров уже не хватает клиентов. Поэтому нынче в городе построят более 120 тысяч квадратных метров жилья. В Астане сейчас сразу 63 сдаточных объекта, а среди них - такие уникальные, как 22-этажный бизнес-центр на въезде в столицу, национальный музей, новая площадь около резиденции президента.
Не секрет, что еще пару лет назад посольства многих государств попросту отказывались от переезда из Алма-Аты в Астану. Но уже растут на левом берегу Ишима 50 коттеджей на 46 гектарах, городок в миниатюре, образец комфорта и эстетики. VIP-городок высокопоставленных казахстанских чиновников перед будущим дипгородком - просто деревня...
Но, конечно, не этим привлечены в Астану зарубежные дипломаты. А тем, что действительно центром главных событий и местом рождения самых важных решений и новостей сегодня стал город посреди открытой, вечно свежеветреной степи.
Так уж вышло, что к четверке у города особое отношение. Первый казачий отряд пришел на Ишим в 1824 году. Год 1864-й - город стал окружным. Год 1934-й - убийство Кирова: первый "кировский" поток сталинских заключенных идет в ГУЛАГ, а его заметной частью вмиг становится АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников Родины. 1954-й - начало целинной эпопеи, апофеоз которой - Целинный край и намерение Хрущева именно сюда перенести столицу Казахской ССР. 1964-й - снятие Хрущева, временный закат. И, наконец, 6 июля 1994 года: парламент Казахстана утверждает решение о переносе столицы.
Сегодня новая столица Казахстана - это новые идеи и новые люди. Это шанс для любого в республике "начать жизнь сначала". Наконец, это твердое намерение всей страны - жить завтра иначе, чем получилось вчера.
В конце концов, нет вечных лидеров и вечных режимов, а большой политик - всегда садовник, которому едва ли суждено увидеть все плоды от саженца, вкопанного в только что взрыхленную землю.
Астана - город новой истории. Конечно, истории Казахстана, но, разумеется, не только. Можно сколько угодно злословить про "Нурсултана", про то, что "Назарбаев проходит в историю самым легким путем - переносом столицы..." А можно на сломе эпох, на развалинах общего прошлого найти свой новый путь, поставить там тот створный знак, который горит ровно и не ослепляет никого на параллельных суверенных магистралях.