Главная Жизнь 00:02 01 Апреля 2016 5117
Коттеджи на взлетной полосе
Почему за четверть века количество аэродромов в России уменьшилось в пять раз
Анатолий Журин, спецкор «Труда»

Жаль, самолеты не летают как птицы. Им нужны локаторы и взлетно-посадочные полосы, диспетчеры и контролеры, топливозаправщики и ремонтные бригады. То есть современные аэродромы, оснащенные необходимым оборудованием и сервисом. Без этих приземленных вещей в воздух не поднимутся не только боинги, илы и эрбасы, но даже неприхотливые «кукурузники». Они и не поднимаются, потому что аэродромы с пугающей скоростью исчезают с карты нашей огромной страны.

На правительственном часе в Совете Федерации глава Минтранса озвучил цифру: в государственном реестре сейчас числятся 254 аэродрома, обслуживающие авиапассажиров. В пять раз меньше, чем было в России четверть века назад. Численность населения практически не изменилась, но при этом большая часть территории страны оказалась вне доступности для гражданской авиации. В результате не только жители затерянных в тайге деревень, но даже крупных городов вроде Котласа или Стерлитамака могут иметь деньги на билет, но все равно никуда не улетят, потому что там больше нет аэропортов.

Это, впрочем, не помешало министру транспорта Максиму Соколову оптимистично заявить сенаторам: «Наша многолетняя работа по созданию условий для оказания доступных и качественных услуг населению на воздушном транспорте, по развитию современной инфраструктуры и обеспечению авиационной и транспортной безопасности позволяет с уверенностью говорить о поступательном развитии гражданской авиации».

И ведь не поспоришь, потому что деньги действительно выделяются и даже осваиваются. В ближайшие годы из бюджета на аэропорты страны предполагается потратить 256 млрд рублей. А на совершенствование инфраструктуры 90 млрд уже потрачено. В итоге удалось завершить реконструкцию наземного авиационного хозяйства в четырех областных центрах, еще в семи регионах работы идут полным ходом. Все это, отметил министр, объекты первоочередной важности, поскольку в упомянутых городах готовятся принимать чемпионат мира по футболу.

А жителям остальных городов — им что, ждать окончания мундиаля? Да ведь еще и не факт, что дождутся. Денег в казне все меньше, а местные власти и частные инвесторы не горят желанием тратиться на восстановление старых и строительство новых аэровокзалов и ВПП. Потому что в условиях неопределенности правового статуса аэропортов и отсутствия внятной государственной политики в отрасли административный ресурс ограничен, а коммерческие рис-ки слишком велики.

Об этом мы беседовали с гендиректором Ассоциации «Аэропорт» Виктором ГОРБАЧЕВЫМ. Ассоциация объединяет свыше 200 наземных предприятий гражданской авиации. Естественно, разговор начался с цифры, озвученной министром: в стране осталось 254 аэропорта. Так может, их достаточно?

— Да о чем вы говорите! Столько имеет один американский штат Аляска. Наша же страна с 1991-го по 2015-й потеряла 1168 аэропортов. Их зачастую закрывали и в тех районах, где отсутствуют железные и даже автомобильные дороги. А ведь это 70% территории России! Еще пять лет назад Счетная палата сообщила: почти 20 млн сибиряков и дальневосточников в ХХI веке лишились услуг гражданской авиации. Возникли огромные регионы, пребывающие в транспортной глуши. Между прочим, на 1 января 2015 года в реестре числились 282 аэропорта, то есть их ликвидация продолжается, причем тихой сапой. Вот на днях прошла коллегия Росавиации, где опять говорили, как трудно приходится авиакомпаниям, и что надо бы заморозить тарифы аэропортов, чтобы не усугублять положение перевозчиков. А кто и когда подумает о тех, кто работает на земле, — им-то как выживать?..

А действительно — как? Чтобы аэродромная сеть работала эффективно, надо вложить деньги либо государству, либо инвестору. Тот и другой вариант требуют правового регулирования. Нужен закон, определяющий статус и режим аэропортов и аэродромов. Но в России такого закона нет, хотя он семь раз вносился на обсуждение. Пока Минтранс не пришел к выводу, что такой закон вообще авиаторам не нужен.

Хотя, по экспертным оценкам, ежегодная упущенная выгода от неоказанных услуг пассажирам и авиакомпаниям составляет порядка 50 млрд рублей. А отстраненная позиция государства порождает масштабное бездействие и безразличие федеральных и региональных авиационных властей к состоянию аэропортов и их судьбе.

Горбачев приводит пример. Летом 2014-го правительство Карелии распорядилось закрыть основной аэропорт местных воздушных линий Пески, созданный в 1935 году. Перед тем технические службы проверили его на предмет соответствия нормативным требованиям. Все оказалось в норме, но последовало предложение закрыть воздушные ворота «по экономическим причинам». Теперь на том месте вдоль ВПП собираются возводить коттеджи. А ведь под Песками еще семь приписных аэропортов и аэродромов местных воздушных линий. У Карелии остался один центральный аэропорт Петрозаводска. А местные трудяги Ан-2 были выставлены на торги за бесценок. Наверняка теперь появятся частники, воздушные таксисты. Но это уже иной уровень организации воздушного транспорта и его безопасности.

Хотя пусть будут и частники. Но государство не вправе самоустраняться от забот по поддержанию аэродромной сети в надлежащем состоянии. В развитых странах власти жестко контролируют и регулируют деятельность аэропортов и аэродромов, при этом создавая частному капиталу привлекательные условия для инвестиций. В ЕС в этой сфере работают около 10 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Национальная система авиационного обслуживания работает на свою экономику и приносит огромную выгоду обществу и государству. А в Китае выполняют планы по строительству 100 аэродромов в год.

В России многие аэропорты в сутки обслуживают несколько рейсов. При этом имеют полноценный штат управления воздушным движением, несут затраты и в принципе не могут работать с прибылью. Как нам сообщил президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, в США такие аэропорты перевели в разряд, где вместо диспетчерского сопровождения предоставляется полетно-информационное обслуживание. Современные технологии позволяют летчикам самостоятельно выполнять полеты, информируя друг друга о своем местонахождении. Нам никто не мешает внедрить подобные технологии на небольших гражданских аэродромах. Ученые из ГосНИИАС разработали недорогое устройство, которое позволяет экипажам получать информацию обо всей воздушной обстановке. Тут убиваются сразу два зайца: обеспечиваются безопасность полета и экономическая эффективность.

Далее. В развитых странах внедряют дистанционно управляемые диспетчерские вышки — это абсолютно новые возможности. На аэродромах видеокамеры и датчики все регистрируют в режиме реального времени и передают в центр на 3D-экран. Управление воздушным движением на аэродромах осуществляется из аэроузлового центра УВД, где работают диспетчеры. Это можно также использовать в аэропортах, где с вышки видны не все перроны и рулежки (вспомним трагедию во Внуково). Такие технологии в масштабах России позволили бы сэкономить значительные средства при сохранении уровней безопасности.

Слово эксперту

Валерий Шелковников, глава агентства «Безопасность полетов»

 

— Между прочим, в США четверть века назад тоже начиналось массовое сокращение малых аэродромов, посадочные полосы зарастали бурьяном или застраивались. Ассоциация владельцев воздушных судов и пилотов подняла на ноги волонтеров. Они выявляли такие случаи и делали их достоянием общественности. Организовывали кампании в СМИ, обращались к мэрам малых городов, конгрессменам и сенаторам. В структуре ассоциации ввели должность вице-президента по связям с госструктурами. И эти труды не были напрасными. Авиаторы объединялись в клубы и выкупали аэродромы и площадки. Откликнулись муниципалитеты, вложившие средства в развитие аэродромной сети...

У нас имеются Ассоциация владельцев воздушных судов и пилотов, Федерация любителей авиации, Объединенная федерация сверхлегкой авиации, Ассоциация вертолетной индустрии, Объединенная национальная ассоциация деловой авиации, Русское воздухоплавательное общество и даже Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения при президенте РФ, которую возглавляет помощник главы государства, экс-министр транспорта Игорь Левитин. У нас в России вообще много чего есть. Вот только аэродромов все меньше, а белых пятен на российской карте, куда не долететь, все больше.

Комментарии для сайта Cackle

Что случилось с самым известным немецким перебежчиком?

Ирек САБИТОВ
Труд
На рассвете 22 июня. Немцы готовы к переправе и вторжению. Фото из открытых источников.

«Завтра — война!» Узнав ошеломительную новость, немецкий ефрейтор Альфред Лисков попытался изменить будущее. Он сумел сбежать с позиций своего полка, перебраться на советскую сторону и предупредить...

Ближайшие дни должны показать, что нас ждет: возвращение живительной прохлады или недели зноя и духоты

Вера Михайлова
Труд
В Москве дневные температуры воздуха перешагнули отметку в +30 градусов по Цельсию. Фото: Ivan Makeev/Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Метеорологи по всей стране (и за ее пределами тоже) напряженно следят за приборами в надежде разглядеть переломный момент. Глава Гидрометцентра России Роман Вильфанд уже объявил, что мы имеем шансы на повторение...

Патрулированием улиц в Троицке занимаются сотрудники ЧОП «Корвет»

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Власти московского городского округа Троицк заключили договор с частным охранным предприятием (ЧОП) «Корвет» для помощи полицейским. Штат этой компании укомплектован уроженцами Чечни. Об этом рассказал в своем Telegram-канале приводит...

Почему Николая II не заинтересовал первый русский «бензиномотор»

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Адольф Кегресс знакомит императора с автосанями Packard. Царское Село, 1917 г. Фото из открытых источников.

«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика сделано ими в собственной...

Мамы-одиночки понимают: если папаня решит раствориться в закате, государство умоет руки

Вера Михайлова, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Госдума в очередной раз отложила рассмотрение законопроекта об ужесточении наказания алиментщикам — несмотря даже на требование, высказанное Владимиром Путиным в недавнем Послании. Между тем объем долгов по алиментам...

Уже в октябре в России могут открыться первые коммерческие вытрезвители

Юрий Ряжский
Труд
Предполагается, что обслуживать таких вот «клиентов» будет частный бизнес. Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

С началом 2021 года вступили в силу два федеральных закона, отрегулировавших эту сферу деятельности. Далее сразу несколько заинтересованных ведомств сели за разработку серии подзаконных актов. Видимо, последним шагом станет совместный...

Известный американский актер близко к сердцу воспринял природную катастрофу в Якутии – бушующие там лесные пожары

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Якутские чиновники от помощи звезды отказались: мол, сами с усами. Фото: AMPAS/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Известный американский актер близко к сердцу воспринял природную катастрофу в Якутии, откликнувшись на крики о помощи якутских экологов, в частности 27-летней Розалии Дьячковской, которая через соцсети обратила внимание...

Жизнь 00:02 / 16 Июля 2021 8746
Календарь: 16 июля

Почти 600 лет назад английский король запретил поцелуи

Труд
Фото: © Mohssen Assanimoghaddam, globallookpress.com

1054 Раскол христианской церкви на римско-католическую и православную. После завершившихся неудачей переговоров между Римом и Константинополем о сферах влияния посланник папы римского Льва IX Гумберт положил на алтарь собора святой Софии папскую...

Древние римляне именовали зебр «тигровыми лошадьми»

Ольга Григорьева
Труд
Фото: © Nikolay Ivaschenko, globallookpress.com

Зебры Греви, или пустынные зебры, — один из видов, который находится на грани исчезновения. Если еще несколько десятилетий назад в Северной Африке обитало больше 15 тысяч зебр, сейчас — около 2,5 тысячи...

Янтарь-рекордсмен весом более четырех килограммов, добытый более полувека назад, наконец-то получил имя

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Калининградскую область, на территории которой сосредоточено 90% мировых запасов янтаря, не зря называют Янтарным краем. Здесь нередко добывают солнечные камни-самородки весом более килограмма. Каждый получает свое имя: «Мундиаль»,...

Удивительные свойства времени в Немане

Труд
Фото: © Stocktake, globallookpress.com

Неман Калининградской области — бывший прусский Рагнит. Так же назывался и замок, величественные руины которого возвышаются в центре города. В последние годы казалось, что замок вот-вот окончательно развалится....

Бывшая жительница Владивостока отрастила рекордно длинные косы

Труд
Фото: © Mari Barlow, globallookpress.com

Инга Волкош, бизнесвумен родом из Владивостока, отрастила волосы длиной 2 (!) метра. Сейчас 32-летняя рекордсменка живет в Майами и пожинает плоды славы, давая интервью и делясь секретами своей чудо-прически. Девушка не стриглась 20 лет, разве...

Как немецкая разведка проморгала появление «катюши»

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Из 170 человек, воевавших в составе батареи «катюш» под командованием капитана Флёрова, из окружения под Вязьмой вышли 46 бойцов. А Флёров погиб вместе с «катюшами»… Фото из открытых источников.

На кинокадрах Парада Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года, видно, как оживились зрители и гости на трибунах, когда на Красную площадь вступили колонны военной техники. И в первых рядах...

В Госдуме вновь прозвучало предложение вернуть в паспорта «пятую графу»

Вера Михайлова, спецкор «Труда»
Труд
Как определить национальность гражданина, если у папы с мамой она разная? Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Ильдар Гильмутдинов, возглавляющий комитет по делам национальностей, заявил, что о соответствующих отметках в документе прямо-таки мечтают представители малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Господин...

Ну и как в такой ситуации сохранить присутствие духа, прогнать уныние из душ?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Наступившее лето принесло на российские просторы рекордную жару и новое нашествие коронавируса. А тут еще наши футболисты с треском провалились на Евро-2020. Ну и как в такой ситуации сохранить присутствие...

Достаточно пройти паспортный контроль на границе Абхазии с Россией - и вы уже в СССР...

Галина Пономарева, Гагры - Москва
Труд
В общем описание жизни в Абхазии можно уложить в одно слово: разруха. Фото: Moscow-Live.ru

В четверти часа езды от расслабленного курортного Адлера встают проволочные заграждения, череда вагончиков-бытовок, шлагбаумы и очередь автомобилей. Это и есть граница, и она далеко не условная. Если повезет, все...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?