Руководство компании «Виком» (Каменск-Уральский, Свердловская область) обращает внимание антимонопольной службы на тот факт, что потребители алюминия на внутреннем рынке вынуждены закупать сырье у «Русала» по ценам Лондонской биржи металлов (это чуть больше $2 тысяч за тонну), на 30-40% превышающим их себестоимость.

Разница в производственной себестоимости и биржевой цене определяется затратами на логистику. Однако руководство «Викома» полагает, что, поскольку металл продается в России, его цена должна автоматически снижаться: из нее исчезает стоимость транспортировки металла до порта Роттердам. Эта стоимость может достигать $80-100 за тонну, говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев.

«Если это уральские заводы, то там, безусловно, она (стоимость транспортировки – ред.) гораздо ниже. На внутреннем рынке, соответственно, вам не нужно транспортировать на большие расстояния, и сам потребитель может сам приехать и забрать этот металл со склада», - отмечает эксперт.

Аналитики сходятся в одном: поскольку «Русал» занимает доминирующее положение на рынке, «правила игры» - то есть цены – устанавливает он. А потребители вынуждены подчиняться. При этом некоторые российские компании просто не могут покупать алюминий о биржевой цене, утверждает генеральный директор компании «ФинЭкспертиза», член комитета по металлургии Торгово-промышленной палаты РФ Агван Микаелян: «Мы к мировой цене на многие вещи просто не готовы в силу того, что у нас очень низкая производительность труда, очень высокая энергоемкость и прочее. Поэтому если говорить с точки зрения государственного строя этики, то это, в общем-то, справедливо: продавать внутри дешевле, а снаружи дороже».

Как рассказал Виктор Ступин - директор компании «Виком», инициировавшей антимонопольное разбирательство – руководство компании пыталось договориться с «Русалом», не доводя дело до обращения в ФАС.

«Но они на тему справедливости цен в принципе не разговаривают», - так описал реакцию «Русала» Ступин. Его слова цитирует «Росбалт».

Это уже второе обращение «Викома» в Федеральную антимонопольную службу. Первое состоялось в марте этого года. Тогда потребитель сырья попросил проверить обоснованность механизма формирования цен алюминиевым монополистом.

Как сообщает «Коммерсант», в новом обращении в ФАС говорится, что «при формировании справедливой цены алюминия на внутреннем рынке нужно взять цену LME за вычетом затрат за логистику тонны алюминия до порта Роттердам. Мы имеем данные таких затрат, однако корректнее будет, если эти фактические затраты будут представлены менеджментом «Русала».