Главная Культура 09:00 01 Ноября 2019 1623
Сеть для Мелизанды

Таинственную лесную деву «отловили» в Мариинке, а привезли в «Зарядье»

Сергей Бирюков
Айгуль Хисматуллина (Мелизанда) и Андрей Серов (Голо) во время репетиции. Фото с сайта Мариинского театра

Вчера в столичном зале «Зарядье» Мариинский театр показал свою новую работу – оперу Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» под управлением музыкального руководителя постановки Валерия Гергиева и в сценический версии режиссера Анны Матисон. Спектакль закончился, когда номер газеты уже был подписан. Но накануне «Труду» рассказала о своем режиссерском замысле сама Анна.

Конечно, у опытнейшего Гергиева это не первый случай обращения к великой партитуре Дебюсси. В 2012 году на Исторической (тогда единственной) сцене Мариинки произведение поставил американский режиссер Даниэль Креймер. Автору этих строк довелось видеть премьеру; тот спектакль поразил несоответствием тонко-символистской истории обреченной любви, не просто бережно, а с любовью «пересказанной» дирижером и его музыкантской командой – и грубой, почти помоечной визуальной среды, состоявшей из каких-то неопрятных полуржавых клепаных конструкций, обшарпанных бочек из-под горючего и т.п. Те, кто заведовал визуальной частью, видимо, хотели так передать холод мира, в котором оказались Мелизанда с Пеллеасом, но создали они лишь тягостное чувство высокой концентрации уродства, от которого все время хотелось закрыть глаза и только слушать музыку. Не удивительно, что постановка прожила недолго.

И вот – новый опыт. Думаю, не случайно Валерий Абисалович теперь остановил свой выбор не на театральной в буквальном смысле сцене, а на Концертном зале Мариинки. Наученный горьким опытом, он предпочел не рисковать и, дабы не получить новый уродливо-громоздкий блокбастер, поставил символистскую оперу в условиях сценического минимализма. Как утверждает Анна, до того попробовав установить контакт с несколькими режиссерами – но ничья предварительная разработка его не устроила, и он решил вернуться к сотрудничеству, которое ужа дало однажды результат: опера «Золотой петушок», поставленная им с Анной Матисон три года назад и недавно выпущенная на видео, получила высокие оценки критики и номинации на «Грэмми» и International Classical Music Awards.

– Я очень люблю эпоху декаданса, когда многое не проговаривалось, а богатейший культурный код в крови людей рождал не императив, а намеки, но в этом загадочном мире царил незыблемый, хотя не уловимый словами кодекс чести – рассказала «Труду» Анна. – Хотя Мелизанда мне кажется образом более обобщенным, поднимающимся над своей эпохой. Это скорее вечный миф о красоте. Сам сюжет, рассказанный в двух словах, вполне тянет на крепкую романтическую историю, но количество символов на квадратный сантиметр – шум волн, корабль, фонтан, волосы, закрытые двери и так далее – создает совершенно особую атмосферу, в которой всё уже не очевидно, но работает на уровне подкорки, не требуя расшифровки. Метерлинк – автор пьесы, легшей в основу оперы – в очень интересном трактате «Сокровище смиренных» пишет, что красота – единственный язык наших душ. А любовь умирающая для него – уже предтеча любви новорожденной. Это же всё находит прямое отражение в Мелизанде! Умирая от ничтожной ранки, нанесенной ей ревнивым мужем Голо, а на самом деле от того, что вместе с гибелью Пеллеаса для нее лишилась смысла сама жизнь, она рождает девочку, которая, несомненно, повторит ее путь… Я надеюсь, зрителем прочтется этот образ цикличности, бесконечного прихода красоты, которая никого не спасает, но она – шанс к познанию. А так как полное познание невозможно, то секунда, отданная на поцелуй героев, когда, по Метерлинку, душа как раз и способна к чему-то большему, эта секунда становится практически последней для обоих. Сам Пеллеас мог бы быть почти байроновским героем, ищущим свободы, он – воплощенная молодость, которая не терпит смерти рядом. Но он не может просто уехать путешествовать в конце. Хотя смерть – тоже вполне себе путешествие. Единственное путешествие, гарантированное каждому.

В спектакле, подчеркивала Анна, очень мало визуальных атрибутов. Тем важнее роль каждого (в их придумке с Анной сотрудничал художник Марсель Калмагамбетов). Это контуры старого полузатонувшего корабля, на фоне которого происходит действие; сеть, куда вместо лесного зверя, на которого охотился Голо, попадает невесть откуда взявшаяся загадочная красавица Мелизанда; конечно, длинные волосы лесной девы, на протяжении оперы становящиеся все длиннее. К концу сюжета их длина достигает нескольких метров (Анна призналась, что стоит такой парик, если он составлен из натуральных человеческих волос, больше всего остального реквизита спектакля).

По свидетельствам петербургских критиков, «у Анны Матисон получился тактичный, вдумчивый, красивый» спектакль. Правда, по мнению обозревателя «Коммерсанта», исполнителям главных ролей, очень молодым Айгуль Хисматуллиной и Гамиду Абдулову еще предстоит по-настоящему «зазвучать» в этой музыке, хотя по внешнему типажу они подошли идеально. Главную лирическую пару, считает рецензент, «перепели» Андрей Серов (Голо), Олег Сычев (старый король Аркель) и Саша Палехов, «восхитительно спевший» партию юного сына Голо Иньольда.

А вот журналист «Российской газеты» нашла, что у Хисматуллиной и Абдулова не только «детально выстроена живая человеческая история любви», но и «сложнейшие партии, требующие от певцов тонкого ощущения стиля музыки Дебюсси... звучат у них, как влитые. Хрупкий, девичий образ Мелизанды у Айгуль Хисматуллиной, застенчиво радующейся рядом с Пеллеасом и покорно принимающей ярость Голо, звучит с какой-то светящейся красотой. А порывистый, темпераментный Пеллеас у Гамида Абдулова задает тон этому любовному дуэту».

Через несколько часов мы узнаем и мнение московских критиков о спектакле.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23105
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5490
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5366
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?