Международный паралимпийский комитет полностью восстановил в правах Паралимпийский комитет России (ПКР). Это решение было принято на генеральной ассамблее, прошедшей в Сеуле. И что важно: россиян допускают до международных паралимпийских турниров не в нейтральном статусе, а с флагом, гимном и прочей национальной символикой.
Россияне в большинстве видов спорта пребывают в международной (частичной или полной) изоляции с марта 2022-го. И потому решение МПК, объявленное в конце прошлой недели, можно считать самым революционным за последние 3,5 года. Но пока наши СМИ дружно шумно радовались этой новости и открывшейся возможности ехать в Милан-2026 многочисленной делегацией и под флагом РФ, глава ПКР Павел Рожков приоткрыл кое-какие детали:
— К зимним Паралимпийским играм уже отбор закончился. Наши спортсмены не принимали участия в отборочных соревнованиях. Кроме того, решение об участии в тех или иных дисциплинах на Играх принимает международная федерация. Три года назад зимние виды спорта, лыжные гонки, биатлон, горные лыжи, сноуборд были из МПК переданы FIS. Сейчас диалога с FIS не получается.
Но, по словам Рожкова, «21 октября FIS может рассмотреть возможность участия российских и белорусских спортсменов в Паралимпиаде в Милане. Если оно будет положительным для нас, то у некоторых наших атлетов есть большой рейтинговый запас». И здесь непонятно, придется ли FIS не только допускать российских паралимпийцев к Милану-2026, причем дополнительно к отобравшимся туда атлетам других стран, но еще и менять формулу соревнований самой Паралимпиады, где в каждой дисциплине участников меньше, чем на Олимпиаде?
Выступая на «Матч ТВ», Павел Рожков назвал количество россиян, которых допустят на Паралимпиаду-2026: «Плюс-минус 17 человек. Это если прикидывать по топовым атлетам, когда разморозят их по видам спорта». Для сравнения: на Паралимпиа-де-2024 в Париже 88 россиян, выступая в нейтральном статусе, завоевали 64 медали: 20 золотых, 21 серебряную и 23 бронзовые. Будем надеяться, что глава ПКР или поскромничал, или ошибся в прогнозах.
А ситуация в самом деле такова, что черт ногу сломит. Некоторые успешные и известные паралимпийцы и тренеры в разговоре с корреспондентом «Труда» признались, что по-прежнему не знают, каковы на данный момент перспективы в их видах спорта. Вот что они говорят.
Шестикратный паралимпийский чемпион Сергей ШИЛОВ, тренер Московской академии лыжных гонок и биатлона: «Решение МПК дало четкий сигнал руководству всех международных структур, что надо возвращать Россию и уходить от надуманных политических решений. Не могу объяснить, чем был вызван столь радикальный шаг. Не думаю, что эта организация настолько самостоятельна, ни от кого не зависит. А значит, в любой момент решения могут поменяться. Тем более что в FIS очень сильна позиция норвежцев, которые открыто заявляли, что они не приветствуют возвращение российских спортсменов. Видимо, 21 октября там примут принципиальное решение — и не только по Паралимпиаде, но и по квалификационным турнирам к ней. Окончательный список участников турнира в Милане будет составляться позже.
Сейчас трудно сказать, насколько FIS будет лояльна именно к нашим паралимпийцам. С паралимпийской легкой атлетикой ситуация совсем другая: ее по-прежнему курирует Международный паралимпийский комитет, под власть WA и Себастьяна Коу она пока не попала. Наши легкоатлеты под нейтральным статусом и малым числом начали выступать на Гран-при и других квалификационных турнирах уже давно. А на чемпионат мира, который сейчас проходит в Индии, выехали сразу 70 россиян — настоящий прорыв!
Конечно, изоляция замедляет рост, в том числе по техническим новинкам. Но не катастрофически. Приведу пример. На Паралимпиаде 2021 года швейцарцы на карбоновых колясках завоевали много медалей, и за этим новейшим инвентарем стали охотиться паралимпийцы многих стран, пересаживаться. Но на Паралимпиаде в Париже в 2024 году двое китайцев на алюминиевых коляс-ках старого образца выиграли несколько дисциплин с большим преимуществом над всеми соперниками. Да, россияне отстали от некоторых новшеств, но, как видите, это не самый главный фактор».
Здесь необходимо уточнение. В паралимпийском спорте еще не произошло столь узкой специализации, как в профессиональном. Многие сильнейшие легкоатлеты-колясочники из северных стран в зимнее время пересаживаются в «сани» — специально сконструированное кресло, которое крепится к паре лыж, — и зачастую успешно выступают и там. Это удавалось и самому Сергею Шилову, а сейчас он успешно готовит паралимпийцев как в зимних, так и в летних дисциплинах. Но мы видим, как сильно различаются олимпийские перспективы у тех и других. Нескольким российским легкоатлетам в нейтральном статусе уже удалось стать чемпионами и медалистами Паралимпиады-2024, но у лыжников перспективы до сих пор туманны.
А вот что рассказал «Труду» Владимир КАМАНЦЕВ, серебряный призер сочинской Паралимпиады-2014, в настоящее время тренер вратарей паралимпийской сборной России по следж-хоккею: «Оптимизма после решения МПК прибавилось, но не у всех. В сборной России сейчас костяк составляют парни пограничного возраста, к следующей Паралимпиаде он будет уже критический. Молодежь у нас талантливая, но необстрелянная. А соревновательный опыт ничем не заменишь. После марта 2022-го российские следж-хоккеисты играли только между собой — чемпионат России и всякие внутренние турниры. Но сборная России собиралась на длительные тренировочные сборы по пять раз в году. Так что на данный момент наша команда сыгранна. И сейчас уже можно будет хотя бы договариваться о товарищеских матчах со сборными разных стран. Но лично я ни с кем из бывших моих зарубежных соперников в последние годы связь не поддерживал.
Следж-хоккей и керлинг подчиняются не профильным международным спортивным федерациям, а напрямую МПК. Так что нам, в отличие от лыжников, всяких интриг не приходится опасаться. Но на Паралимпиаду мы уже не попадаем. Из-за долгой изоляции мы выпали из сильнейшей группы А на чемпионатах мира. Команды же из группы В на Паралимпиаду не пробиваются. Теперь нам предстоит выступать во втором по значимости дивизионе и занять там первое или второе место».
Как видите, кругом проблемы — и все же... Играми 2026 года паралимпийский спорт не закончится. И даже те наши атлеты, которые в Милан сейчас не попадут, просто не успев туда отобраться, все равно получат возможность в ближайшие месяцы участвовать в крупных международных турнирах, включая чемпионаты мира и Европы. И будут готовиться к летней Паралимпиаде 2028 года в Лос-Анджелесе.
Хоть какой-то свет в конце тоннеля...
