Западное общественное мнение все больше радикализируется по вопросу об Украине. После стандартных ярлыков об «имперских амбициях» России у более взвешенной части истеблишмента и публики приходит понимание того, что кризис на Украине спровоцирован вовсе не Москвой.
Использование российских военнослужащих для обеспечения безопасности крымчан не столько пугает масштабным конфликтом, сколько вынуждает Европу и США реагировать, в то время как их общественное мнение припоминает куда более наглядные примеры массированного применения силы Западом в своих интересах.
Известный американский политолог Стивен Коэн в прямом эфире CNN недвусмысленно заявил, что Путину украинский кризис навязали и вынудили реагировать. «Если российское влияние появится в Канаде или Мексике и какие-то их регионы соберутся присоединиться к ЕврАзЭСу или путинскому военному блоку, — расставил акценты Коэн, — то американский президент будет реагировать так же жестко как Путин, если не жестче». Профессор не признает легитимность нынешнего киевского руководства, которое полностью разрушило конституционный строй страны, сместило законного президента и напринимало антироссийских законов. За этими властями стоят экстремистские группы, которые захватили власть вооруженным путем. Коэн напомнил, что Путин — наименее авторитарный руководитель России за последние четыре столетия (за исключением Горбачева и, возможно, Ельцина), а вовсе не неосоветский империалист, и даже не настроен против США.
Председатель комитета по международным дела французского парламента Элизабет Гигу, которая посетила в разгар кризиса Москву и Киев, заявила, что «необходимо поддерживать диалог с Россией, настаивая на территориальной целостности Украины». Француженка признала, что европейцы сами наделали глупостей, особенно в период «оранжевой» революции, дав понять, что Украину примут в Евросоюз. Что вовсе не обязательно, так же как и вступление в НАТО. Но с точки зрения России, это провоцирование конфликта. «Мы хотим от российского руководства, чтобы оно не пошло дальше. В противном случае будут экономические последствия», — заключила депутат.
Бывший немецкий канцлер Герхард Шредер не смог промолчать и призвал работать вместе с Кремлем в формате ОБСЕ над поиском переговорного решения, создав контактную группу. Не надо, по мнению опытного политика, заставлять Украину выбирать непременно между Россией и Евросоюзом. Ее экономические интересы заставляют ее быть ориентированной на исторического соседа, но можно открыть ей и европейские рынки, не заставляя портить отношения с Москвой. Кризис может иметь крайне негативные последствия не только для России, но и для ЕС и Уолл-стрит.
Как всегда, французские крайне правые за словом в карман не полезли и выразились куда яснее, чем дипломаты. Советник Национального фронта по международным вопросам Эмерик Шопрад вину за произошедшее на Украине возложил целиком на Евросоюз, который своим безответственным поведением подливал масла в огонь событий, спровоцированных извне. В Киеве, считает Шопрад, нет более легального правительства, а власти, подконтрольные радикальным группировкам, нарушают права русскоязычного населения, ограничивают оппозиционное телевидение, отнимают церкви у Московского патриархата. В этих условиях, заявляет Национальный фронт, Путин не мог остаться глух к призывам соплеменников о помощи из Харькова, Донецка, Симферополя и Севастополя. Как российский президент не мог допустить и риска перерастания ситуации в полномасштабную гражданскую войну и массовые побоища. Как и в случае французского вмешательства в Мали, цель российского участия в событиях — предупредить массовое вооружение населения, гарантировать права русофонов и (опять же, как у Франции в Сахаро-Сахельской зоне) обеспечить свои стратегические интересы в регионе.
Испанцы проявляют особую чувствительность к самоопределению Крыма, поскольку до референдума в Каталонии остаются считанные месяцы. Их беспокоят аналогии с ситуацией у себя, и они не хотят создавать европейский прецедент реализации права народа на самоопределение без согласия всей страны накануне голосования в Каталонии.
Хотя прецедент уже, как известно, создан самими европейцами и США. Профессор права Мадридского университета Арасели Мартин написал в El Mundo, что России было у кого научиться аморальности в решении территориальных вопросов. Профессор напомнил, что именно страны НАТО вторглись в Сербию и запатентовали схему намеренного разрушения территориальной целостности страны, создав в Косово государство-призрак под протекторатом ЕС. «Крым — формально украинская территория, но исторически и социально — русская. Отчего национальное единство Украины важнее, чем единство Сербии?» — задается вопросом El Mundo.