Делегации Москвы, Киева и Вашингтона завершили переговоры в Абу-Даби, которые прошли за закрытыми дверями в присутствии американских посредников — министра армии США Дэниела Дрисколла, спецпредставителя президента Стивена Уиткоффа и его вечного напарника Джареда Кушнера, который пока не имеет официального статуса, кроме как «зять Трампа». Впрочем, последнего вполне хватает, чтобы оказывать влияние на ход любых переговоров, а главное, чтобы информировать правильно президента США о его продвижении к Нобелевской премии.
Особых прорывов от уже второй встречи в 2026 году в трехстороннем формате специалисты не ожидали, обнадеживая себя лишь тем, что деловой стиль представителей и диалог противоборствующих сторон — уже хороший знак для украинского урегулирования. Но это утешение для знатоков жанра, а если говорить о простых смертных, то сразу возникает вопрос: раз прорыв к миру все еще невозможен, то какие стратегические цели преследуют переговорщики за закрытыми дверями?
Новый раунд обсуждений состоялся там же, в ОАЭ, где и первая встреча неделей раньше. Делегации России и Украины сидели друг напротив друга, а американцы расположились посередине за перемычкой стола, имевшей форму буквы «П». Москву представляла делегация Мин-обороны во главе с начальником Главного управления Генштаба адмиралом Игорем Костюковым, от Киева прибыла команда во главе с секретарем Совбеза Украины Рустемом Умеровым и серым кардиналом — главой администрации Кириллом Будановым. Судя по итогам первого раунда от 24 января, Костюков и Буданов были самыми конструктивными в ходе обсуждения практических вопросов. Очевидно, что ключевые различия в позициях сторон определены заранее: Москва не остановит специальную военную операцию, пока полностью не о-свободит Донбасс, Киев категорически отказывается отдавать «свои территории», несмотря на уговоры Трампа поступиться частью во имя целого. По другим же вопросам дискуссия может идти бурно и с переменным успехом.
Госсекретарь США сообщил, что Соединенные Штаты намерены продолжать участвовать в переговорах по урегулированию конфликта на Украине, так как в них наблюдается прогресс. «Наша цель — сохранять приверженность переговорному процессу. Мы посвятили этому целый год и считаем, что добились реального прогресса», — сказал Марко Рубио на конференции в Госдепе. По его словам, сейчас обсуждается много «деликатных моментов», подробности станут известны, если удастся добиться прорыва. По мнению госсекретаря, пока на переговорах удалось добиться «реального прогресса», поскольку список нерешенных вопросов в контексте достижения мирного соглашения между Украиной и Россией значительно сократили. Но главные из них остались.
Как написала The Guardian о переговорах в Абу-Даби, позиции России и Украины по-прежнему далеки друг от друга. При этом у московской делегации, по мнению издания, они заметно сильнее, так как на поле боя ВСУ находятся под растущим давлением Российской армии и испытывают отчаянную нехватку личного состава. Оптимизм последних недель Дональда Трампа, который утверждал, что окончание четырехлетнего конфликта в пределах досягаемости, не разделяется Москвой и Киевом. «Несмотря на явный разрыв в позициях, обе стороны обхаживают Трампа, стараясь создать впечатление сговорчивости, чтобы не злить переменчивого в своих высказываниях президента США, и одновременно стремясь выставить виноватым противника». В переводе на обычный язык это означает: раунд был обречен изначально, но Дональда обижать нельзя...
Трудно не заметить одной закономерности: как только маячит вероятность сдвинуть с мертвой точки главную проблему в переговорах, как тут же оживляются европейские ястребы. Они стаей слетаются в Киев, чтобы поддержать Зеленского в его решимости тянуть войну с Россией до последней возможности. На этот раз в Незалежную прибыл генсек НАТО, которого повели рассматривать под камеры разрушенную киевскую ТЭЦ. Марк Рютте сразу заявил громогласно: как только стороны договорятся о прекращении огня, войска НАТО тотчас войдут на Украину, чтобы обеспечить ей гарантии безопасности. Ясно, что после таких деклараций России не остается ничего, кроме продолжения СВО, которая и имела целью исключить продвижение блока к нашим границам.
«Если украинская сторона на переговорах в Абу-Даби изложит идеи по безопасности, которые генсек НАТО Марк Рютте ранее озвучил в Киеве, это покажет, что Владимир Зеленский не хочет мира», — предупредил переговорщиков глава МИД РФ Сергей Лавров. «Гарантии безопасности» Украине означают постоянную стратегическую угрозу России с постсоветского пространства.
Все с надеждой ждут чего-то от прямых встреч делегаций в составе с военными, разведчиками, дипломатами, которые должны проявить больше реалистичности, чем политики. Американские посредники неформально освещают дискуссию, не особо принуждая стороны решать болезненные территориальные вопросы. Любой прогресс, будь то по «энергетическому перемирию» или обмену пленными, представляется движением. А де-факто этого движения может и не быть вовсе. Получив индульгенцию от европейских лидеров, Зеленский научился писать сценарий «безуспешных переговоров», чтобы вывозить на гастроли в ОАЭ целую группу экспертов, которые о долгом мире говорить не уполномочены.
После мытарств с уже подписанными Минскими соглашениями — 1 и 2, потом «планом Штайнмайера» и, наконец, Стамбульским проектом мирного договора Россия не успокаивается и каждый раз надеется договориться с хитрым противником в расчете на его заинтересованность прекратить тяжелые испытания, выпавшие на долю народа. А Киев, который уже привык к тому, что его уговаривают «хоть немного сдаться», капризничает и уходит от разговора по существу. Вот и дипломатическое действо в Абу-Даби идет по тому же сценарию. Однако нынешний переговорный сценарий, похоже, себя исчерпал. Да и Трампу все сложнее убеждать, будто мир не за горами... Урегулирование на Украине становится похоже на линию горизонта, к которой можно бесконечно стремиться, но достичь не получается.
