В прошлом году в стране закрылось более 600 тысяч предприятий, а начали работать 290 тысяч, сообщают аналитики FinExpertiza. Таким образом, число закрывшихся бизнесов более чем вдвое превысило число открывшихся.
По количеству предприятий лидирует Крым: на полуострове появилось более 1700 бизнесов, хотя закрылось тоже немало – 1600. Здесь не обошлось без федеральной целевой программы развития региона до 2022 года, которая среди прочего предусматривает свободную экономическую зону и поддержку в размере 900 млрд рублей. Лидер прироста Ингушетия, где закрылось 384 бизнеса, а открылось 615. В Чечне закрыли 594, а открыли 657 предприятий.
Наиболее заметное соотношение закрытых бизнесов к открытым отмечается в Дагестане (5061 закрытый против 990 открывшихся), Калининградской области (6809 против 1548), Еврейской Автономной области (324 против 84), лучше показатели в Бурятии (1500 против 1209), Башкирии (7759 против 6396) и Самарской области (11035 против 9233). Тенденция к закрытию бизнесов началась ещё в 2016 году, её зафиксировал Росстат, напоминают авторы исследования.
Ситуация в Калининграде выглядит тревожно, учитывая, что в регионе действует особая экономическая зона, а резиденты в первые шесть лет не платят налог на имущество и прибыль. Кроме того, введены нулевые ввозные пошлины и обнулён НДС для потребляемых на территории региона товаров.
С точки зрения среднего периода существования бизнеса Дагестан показывает не лучшие результаты, говорят в компании «СКБ Контур». В то же время в республике закрываются преимущественно молодые предприятия, дольше «живут» многолетние организации.
Недуги экономики и вопросы подсчёта
В целом чаще всего уходят в небытие предприятия логистики, туризма, бытовых услуг, питания и IT. Главная опасность для них в высокой конкуренции. Предприятия оборонно-промышленного сектора и бюджетные компании живут намного дольше: в этих областях конкуренции меньше.
Причины закрытий бизнесов разнообразны, но основные таковы: плохой деловой климат на фоне падения покупательной способности населения, проблемы с налогами и их администрированием. По словам вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, налоги продолжают расти, а рентабельность предприятий падает.
Оказывают влияние и не всегда доступные кредиты с их высоким процентом, кадровый дефицит, проблемы рынков сбыта и навыков ведения бизнеса, недостаток информации для бизнесменов о всех мерах поддержки со стороны государства, отмечает председатель совета директоров FinExpertiza Елена Трубникова.
В столице за прошлый год закрылось свыше 234 тысяч предприятий, но открылось более 88 тысяч.
Однако статистика может отражать в том числе оптимизацию в муниципальном управления, говорит бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева. В этих случаях контроль над предприятиями получают более крупные юридические лица. Также в выборку могли попасть предназначенные для недолгой «жизни» фирмы-однодневки.
Обещания и угрозы
Бизнес должен доверять власти, а для этого чиновникам стоит продумать механизмы защиты предпринимателей и их собственности, заявил на сессии Петербургского международного экономического форума первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
«Когда беседуешь с предпринимателями, они говорят: дайте нам стабильные условия, мы хотим точно понимать, что наши инвестиции получат соответствующую отдачу, мы будем иметь доходность и сохранность наших инвестиций», - цитирует Силуанова РИА Новости. Министр добавил, что готовится законопроект о защите и поощрении капиталовложений.
Отдельно стоит напомнить: в мае прошлого года в лице Силуанова правительство обещало не поднимать налоги в ближайшую шестилетку. Однако январский рост НДС до 20% противоречит заявленным намерениям. Весной текущего года премьер Дмитрий Медведев назвал эту меру вынужденной и повторно пообещал не трогать налоговую систему в ближайшие годы.
Завидный оптимизм продемонстрировала глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Она не сомневается в достижении 3% роста ВВП к 2024 году, хотя и считает задачу непростой. Главное – реализовать национальные проекты (их общая сумма около 26 трлн рублей). Набиуллина признала, что несмотря на рост ряда отраслей хозяйства, Россия отстаёт по производительности труда. По словам главы регулятора, РФ снизила вес доллара, сделав акцент на евро и юане.
О поддержке бизнеса говорил неоднократно и президент Владимир Путин. Одно из его многочисленных заявлений по этому поводу прозвучало, например, осенью прошлого года на форуме «Малый бизнес — национальный проект!». Тогда глава государства призвал упростить процедуры создания и ведения бизнеса, привлекать максимально цифровые технологии.
И если одной рукой государство раздаёт пряники обещаний, то другой – грозит кнутом.
Так, Верховный суд предложил считать уклонение от налогов преступлением до тех пор, пока должник не выплатит сумму государству. Это развяжет руки силовикам для дальнейшего давления на предприятия. Согласно материалам проекта постановления ВС, «преступление следует считать оконченным с момента неуплаты налогов в установленный срок». А срок давности считать с момента добровольного погашения задолженности. Фактически инициатива ВС отменяет срок давности по налоговым преступлениям и, что особенно неприятно: открывает возможность санкций за давнишнюю невыплату налогов задним числом. К счастью, проект не утверждён окончательно. Пока же срок давности по налоговым статьям Уголовного кодекса составляет 2 года.
В настоящий момент уголовное преследование может начаться лишь по факту неуплаты сумм из документов налоговой проверки. При этом к ответственности привлекают тех, кто работал по Налоговому кодексу. Если исключить срок давности из таких дел, бизнесу придётся ещё хуже. Отметим, в прошлом году 3,7% предпринимателей обратились к бизнес-омбудсмену Борису Титову по поводу уголовной ответственности за налоговые преступления.
