Главная Культура 15:23 06 Июня 2022 3098
«Романс будет жить, пока на свете существует любовь»

Заслуженная артистка России Любовь Исаева готовит новую программу на стихи Беллы Ахмадулиной

Виктория Пешкова
Суть пения и искусства Любови Исаевой - красота и благородство. Фото из личного альбома

Говорят, романс сдает свои позиции… Любовь Дмитриевна не только категорически с этим не согласна, но имеет в запасе такие аргументы, которые переубедят самого заскорузлого скептика. Тут и карьеры бывших рок-певцов, в поисках самой прочной дорожки к сердцам слушателей обратившихся к романсовой стихии. И обилие молодой публики на ее собственных выступлениях. Наконец, концертный график самой исполнительницы, которая редкий вечер проводит не на эстраде, пусть не всегда это тысячные залы, но ведь и выступление в скромной аудитории клуба или библиотеки требуют полной отдачи… Накануне премьеры новой программы на стихи Беллы Ахмадулиной заслуженная артистка России Любовь Исаева побеседовала с «Трудом».

– Сегодня в это трудно поверить, но романс долгое время был в опале. Так ли необходимо было его запрещать, если ничего крамольного в нем было?

– Ну, это смотря что считать крамолой. Романс – всегда история любви, стало быть что-то очень личное, а советскому человеку о личном думать не пристало, ему светлое будущее нужно строить. Долгое время чуть ли не единственной исполнительницей, которой разрешалось выступать с романсами на больших площадках, была Галина Карева.

Остальным приходилось довольствоваться крошечными клубными зальчиками. Ситуация изменилась только после выхода на экраны фильма «Жестокий романс». Показательный пример того, как одна ласточка может сделать весну. Публика узнала Валентину Пономареву, Аллу Баянову… Фактически только к началу 2000-х на романс уже можно было собрать зал под тысячу человек.

– А по какой тропинке к романсу пришли вы?

– Помните, у Блока – «нас всех подстерегает случай». Меня он караулил в Ленинграде. В 10 классе я на зимние каникулы приехала к старшему брату, солисту Кировского театра. Как-то он взял меня с собой на урок. Стал распеваться перед началом, я не удержалась и подхватила. Его педагог и решила мою судьбу: «Надо поступать!». При этом у меня в голове не было ни малейшего представления, кем я хочу быть. Просто очень любила петь. В тот год курс в ЛГИТМиКе набирал замечательный мастер Владимир Воробьев, худрук Ленинградского театра музыкальной комедии, гремевшего тогда на всю страну. Широкой публике он известен как режиссер фильмов «Труффальдино из Бергамо», «Табачный капитан», «Остров сокровищ». Выдающийся постановщик и очень смелый человек! Представляете, чего стоило в те времена отстоять право на существование на советской сцене такого «тлетворного, буржуазного» жанра как мюзикл? А Воробьев смог. Эпоха мюзикла у нас началась со «Свадьбы Кречинского» на музыку Александра Колкера, которую он поставил в 1973-м, задолго до ленкомовских «Юноны и Авось».

– Но ни с мюзиклом, ни с опереттой вы свою жизнь связывать не стали. Почему?

– Мне не хотелось становиться заложницей амплуа, из года в год петь одно и то же – жизнь в театре регламентирована очень жестко. По счастью, на четвертом курсе вести класс пения к нам пришел Эдуард Хиль. Он и открыл мне, что такое «театр песни». Благодаря его урокам я почувствовала, как можно песню превратить в отдельный маленький спектакль. На эстраде ты получаешь свободу, которой тебе не в состоянии дать театр: выбираешь репертуар, а значит, и роли. И на каждом концерте можешь быть разной. При том что найти контакт, тронуть публику за те несколько минут, что звучит песня гораздо сложнее, чем сыграть какую-нибудь трехактную «Сильву». Так что, когда Эдуард Анатольевич на выпуске показал наш курс в Ленконцерте и меня приняли, жизнь вошла в берега, меж которых я до сих пор и плыву.

– Как удалось романсу потеснить в вашем репертуаре эстрадную песню?

– Все к тому шло. Вениамин Баснер пригласил меня поучаствовать в его авторских концертах. Ни один не обходился без романса «Белой акации гроздья душистые» из телеэкранизации «Дней Турбиных», снятой Владимиром Басовым. Этот романс очень много для меня значит. Потом у Андрея Петрова перед самым концертом на Адмиралтейских верфях заболела солистка, и он попросил меня исполнить романсы, которые писал для фильмов Эльдара Рязанова. И знаете, сколько лет прошло, но зрители до сих пор просят исполнить на бис и «Акацию», и романсы Ларисы, особенно если их нет в программе. Так они по жизни со мной и идут.

– Для многих само слово «романс» намертво связано с эпитетом «старинный». А в наши дни романсы пишут?

– Конечно, причем мужских среди них гораздо больше, чем женских. Для меня современный романс всегда интересная вокальная задача – здесь шире диапазон, потому и петь сложнее. Это старинный романс можно даже прошептать, он ведь, за редким исключением, предназначался для любительского пения. У меня в концертах первое отделение всегда состоит из современных романсов. И чаще это сегодняшнее прочтение великой поэтической классики, музыка – отражающая наше время, наше отношение к тому, что принято называть вечными темами. Для программы «Вхожу в Серебряный я век», премьера которой состоялась перед самой пандемией, было написано семь романсов на стихи поэтов той эпохи.

– Пандемия не стала для вас временем творческого простоя?

– Творческим людям трудно жить без общения со своим зрителем и слушателем. Зато появилось время для размышлений, обдумывания замыслов, к которым в обычной суете никак не подобраться. У меня так случилось с программой «Приходи на меня посмотреть» на стихи Ахматовой. Я ее лет пятнадцать обдумывала, но подступиться боялась. И вот все сошлось и сложилось – и стихи, и романсы – в своеобразный поединок Любви и Музы. Кто из него вышел победителем, известно наперед, но чувства такого высокого накала дают слушателям тот свет, которого им так не хватает в серой повседневности.

– А кто они, ваши слушатели?

– Люди думающие и чувствующие. Романс ведь жанр глубинный. Даже если текст на первый взгляд совсем прост, как это нередко бывает в старинных образцах жанра. Но если вслушаться повнимательней, неожиданно для себя обнаружишь, что там подтекст на подтексте сидит и подтекстом погоняет. В романсе есть недосказанность, а значит, простор для воображения, додумывания сюжета. Существует клише: романс – это для тех, кому за 40. А я практически на каждом концерте вижу молодые лица. Кто-то потом подходит, и глаза еще хранят следы слез. Если спросить, почему плакали, они и сами не знают. Но вот эти простые истории бередят душу. Мы боимся открыться, особенно молодые – мир становится все агрессивнее. Но душа не может существовать взаперти, и романс для многих становится той самой калиткой, что отворяется сад чистых искренних чувств.

– Вы готовите новую программу. Почему выбрали в «собеседницы» Беллу Ахмадулину?

– Это тоже давняя мечта. В 86-м Белла Ахатовна приезжала в Ленинград и у нас с ней был концерт в Доме литераторов. У меня сохранилась афиша, на которой наши имена набраны одинаковым шрифтом. Она мне ее подписала с добрым напутствием – сразу после концерта я уезжала в Москву, навсегда покидая Ленинград. Поговорить мы тогда не успели. Тот несостоявшийся разговор живет где-то внутри, может быть, мне удастся выпустить его на белый свет.

– Любовь Дмитриевна, не боитесь, что жанр, которому вы столько лет служите, когда-нибудь исчезнет?

– Никогда он не исчезнет. Точнее, будет существовать, пока на земле будет жить любовь. Чем больше вокруг шума и мишуры, лжи и фальши, тем сильнее человек тянется к тишине, тем ценней для него искренность, задушевный разговору один на один. Романс – это всегда исповедь: артисту на сцене не за кого прятаться, а главное – незачем. Он говорит о любви, но так, словно обращается к каждому слушателю в отдельности, и вокруг никого больше нет. Что может быть дороже такого общения?

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23104
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5490
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5366
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?