Главная Культура 15:23 06 Июня 2022 2743
«Романс будет жить, пока на свете существует любовь»

Заслуженная артистка России Любовь Исаева готовит новую программу на стихи Беллы Ахмадулиной

Виктория Пешкова
Суть пения и искусства Любови Исаевой - красота и благородство. Фото из личного альбома

Говорят, романс сдает свои позиции… Любовь Дмитриевна не только категорически с этим не согласна, но имеет в запасе такие аргументы, которые переубедят самого заскорузлого скептика. Тут и карьеры бывших рок-певцов, в поисках самой прочной дорожки к сердцам слушателей обратившихся к романсовой стихии. И обилие молодой публики на ее собственных выступлениях. Наконец, концертный график самой исполнительницы, которая редкий вечер проводит не на эстраде, пусть не всегда это тысячные залы, но ведь и выступление в скромной аудитории клуба или библиотеки требуют полной отдачи… Накануне премьеры новой программы на стихи Беллы Ахмадулиной заслуженная артистка России Любовь Исаева побеседовала с «Трудом».

– Сегодня в это трудно поверить, но романс долгое время был в опале. Так ли необходимо было его запрещать, если ничего крамольного в нем было?

– Ну, это смотря что считать крамолой. Романс – всегда история любви, стало быть что-то очень личное, а советскому человеку о личном думать не пристало, ему светлое будущее нужно строить. Долгое время чуть ли не единственной исполнительницей, которой разрешалось выступать с романсами на больших площадках, была Галина Карева.

Остальным приходилось довольствоваться крошечными клубными зальчиками. Ситуация изменилась только после выхода на экраны фильма «Жестокий романс». Показательный пример того, как одна ласточка может сделать весну. Публика узнала Валентину Пономареву, Аллу Баянову… Фактически только к началу 2000-х на романс уже можно было собрать зал под тысячу человек.

– А по какой тропинке к романсу пришли вы?

– Помните, у Блока – «нас всех подстерегает случай». Меня он караулил в Ленинграде. В 10 классе я на зимние каникулы приехала к старшему брату, солисту Кировского театра. Как-то он взял меня с собой на урок. Стал распеваться перед началом, я не удержалась и подхватила. Его педагог и решила мою судьбу: «Надо поступать!». При этом у меня в голове не было ни малейшего представления, кем я хочу быть. Просто очень любила петь. В тот год курс в ЛГИТМиКе набирал замечательный мастер Владимир Воробьев, худрук Ленинградского театра музыкальной комедии, гремевшего тогда на всю страну. Широкой публике он известен как режиссер фильмов «Труффальдино из Бергамо», «Табачный капитан», «Остров сокровищ». Выдающийся постановщик и очень смелый человек! Представляете, чего стоило в те времена отстоять право на существование на советской сцене такого «тлетворного, буржуазного» жанра как мюзикл? А Воробьев смог. Эпоха мюзикла у нас началась со «Свадьбы Кречинского» на музыку Александра Колкера, которую он поставил в 1973-м, задолго до ленкомовских «Юноны и Авось».

– Но ни с мюзиклом, ни с опереттой вы свою жизнь связывать не стали. Почему?

– Мне не хотелось становиться заложницей амплуа, из года в год петь одно и то же – жизнь в театре регламентирована очень жестко. По счастью, на четвертом курсе вести класс пения к нам пришел Эдуард Хиль. Он и открыл мне, что такое «театр песни». Благодаря его урокам я почувствовала, как можно песню превратить в отдельный маленький спектакль. На эстраде ты получаешь свободу, которой тебе не в состоянии дать театр: выбираешь репертуар, а значит, и роли. И на каждом концерте можешь быть разной. При том что найти контакт, тронуть публику за те несколько минут, что звучит песня гораздо сложнее, чем сыграть какую-нибудь трехактную «Сильву». Так что, когда Эдуард Анатольевич на выпуске показал наш курс в Ленконцерте и меня приняли, жизнь вошла в берега, меж которых я до сих пор и плыву.

– Как удалось романсу потеснить в вашем репертуаре эстрадную песню?

– Все к тому шло. Вениамин Баснер пригласил меня поучаствовать в его авторских концертах. Ни один не обходился без романса «Белой акации гроздья душистые» из телеэкранизации «Дней Турбиных», снятой Владимиром Басовым. Этот романс очень много для меня значит. Потом у Андрея Петрова перед самым концертом на Адмиралтейских верфях заболела солистка, и он попросил меня исполнить романсы, которые писал для фильмов Эльдара Рязанова. И знаете, сколько лет прошло, но зрители до сих пор просят исполнить на бис и «Акацию», и романсы Ларисы, особенно если их нет в программе. Так они по жизни со мной и идут.

– Для многих само слово «романс» намертво связано с эпитетом «старинный». А в наши дни романсы пишут?

– Конечно, причем мужских среди них гораздо больше, чем женских. Для меня современный романс всегда интересная вокальная задача – здесь шире диапазон, потому и петь сложнее. Это старинный романс можно даже прошептать, он ведь, за редким исключением, предназначался для любительского пения. У меня в концертах первое отделение всегда состоит из современных романсов. И чаще это сегодняшнее прочтение великой поэтической классики, музыка – отражающая наше время, наше отношение к тому, что принято называть вечными темами. Для программы «Вхожу в Серебряный я век», премьера которой состоялась перед самой пандемией, было написано семь романсов на стихи поэтов той эпохи.

– Пандемия не стала для вас временем творческого простоя?

– Творческим людям трудно жить без общения со своим зрителем и слушателем. Зато появилось время для размышлений, обдумывания замыслов, к которым в обычной суете никак не подобраться. У меня так случилось с программой «Приходи на меня посмотреть» на стихи Ахматовой. Я ее лет пятнадцать обдумывала, но подступиться боялась. И вот все сошлось и сложилось – и стихи, и романсы – в своеобразный поединок Любви и Музы. Кто из него вышел победителем, известно наперед, но чувства такого высокого накала дают слушателям тот свет, которого им так не хватает в серой повседневности.

– А кто они, ваши слушатели?

– Люди думающие и чувствующие. Романс ведь жанр глубинный. Даже если текст на первый взгляд совсем прост, как это нередко бывает в старинных образцах жанра. Но если вслушаться повнимательней, неожиданно для себя обнаружишь, что там подтекст на подтексте сидит и подтекстом погоняет. В романсе есть недосказанность, а значит, простор для воображения, додумывания сюжета. Существует клише: романс – это для тех, кому за 40. А я практически на каждом концерте вижу молодые лица. Кто-то потом подходит, и глаза еще хранят следы слез. Если спросить, почему плакали, они и сами не знают. Но вот эти простые истории бередят душу. Мы боимся открыться, особенно молодые – мир становится все агрессивнее. Но душа не может существовать взаперти, и романс для многих становится той самой калиткой, что отворяется сад чистых искренних чувств.

– Вы готовите новую программу. Почему выбрали в «собеседницы» Беллу Ахмадулину?

– Это тоже давняя мечта. В 86-м Белла Ахатовна приезжала в Ленинград и у нас с ней был концерт в Доме литераторов. У меня сохранилась афиша, на которой наши имена набраны одинаковым шрифтом. Она мне ее подписала с добрым напутствием – сразу после концерта я уезжала в Москву, навсегда покидая Ленинград. Поговорить мы тогда не успели. Тот несостоявшийся разговор живет где-то внутри, может быть, мне удастся выпустить его на белый свет.

– Любовь Дмитриевна, не боитесь, что жанр, которому вы столько лет служите, когда-нибудь исчезнет?

– Никогда он не исчезнет. Точнее, будет существовать, пока на земле будет жить любовь. Чем больше вокруг шума и мишуры, лжи и фальши, тем сильнее человек тянется к тишине, тем ценней для него искренность, задушевный разговору один на один. Романс – это всегда исповедь: артисту на сцене не за кого прятаться, а главное – незачем. Он говорит о любви, но так, словно обращается к каждому слушателю в отдельности, и вокруг никого больше нет. Что может быть дороже такого общения?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12632
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7911
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7649
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6924
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6679
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?