Главная Советы Свободное время 21:29 07 Августа 2016 4133
К теплому морю на своих четырех

Несмотря на досадные дорожные неурядицы, в Крым на авто ездить можно и нужно!

Сергей Фролов

В самый разгар жаркого московского лета мы с женой решили отправиться в Крым. Но пробежавшись по сайтам с авиабилетами, заметно погрустнели: ох, суровы цены за полет из Москвы в Симферополь на пике отпускного сезона! А не рвануть ли на автомобиле? Навигатор услужливо подсказал: от столицы до середины Крымского полуострова каких-то 1850 км...

Большая часть пути пролегает по модной нынче трассе М4, на которой, как объявлено, построены отличные платные участки. Переправа через Керченский пролив? На официальном сайте «Госпаром» я легко купил билеты в обе стороны на машину и двух пассажиров за 4 тысячи рублей. Теперь главное — попасть в тайм-слот, с 15.00 до 21.00.

Чтобы уложиться в срок, мы стартовали в 5 утра по трассе М4 и уже через полчаса подъехали к первому пункту оплаты. Я торжественно вынул первые 50 рублей (по льготному тарифу) за проезд от МКАД до 93-го километра. Уже с 7 утра это стоит сотню. Правда, не вполне понятно, чем платная дорога отличается от прочих трасс. Следующие 60 рэ я отдал на 228-м километре — за обход Богородицка. И опять тот же вопрос. Покрытие не ахти, с неизбежной колеей в левых рядах, разрешенная скорость — 110, освещения трассы (как выяснилось на обратном пути) почти никакого. Ну и за что платим, господа-товарищи?

Дальше пункты оплаты стали возникать так часто, что не было смысла далеко прятать кошелек. Платить пришлось при объезде городов Ефремова, Ельца, Задонска, Воронежа... Последние два пункта оплаты случились на 545-м и 620-м километрах уже после Воронежа.

Помнится, госкомпания «Автодор» обещала, что на платных участках будет выше скорость и отличная инфраструктура — не хуже, чем на автобанах. Но лишь на одном подмосковном участке я обнаружил знак разрешенных 130 км/ч. На всех остальных — 110 либо вообще 90. А еще на одном участке в Липецкой области был обнаружен единственный на всю трассу приличный туалет. Вся остальная «инфраструктура» — обычные пит-стопы для дальнобоев. Где из всех удобств — придорожный сортир с дыркой в полу. Ни воды, ни беседок для перекуса. Вот и вынуждены энтузиасты внутреннего автотуризма вроде нас на палящем солнце наскоро жевать бутерброды.

Чем дальше на юг, тем выше температура за бортом и ценники на автозаправках. Заехав в Ростовскую область, сделали неприятное открытие: весь регион под железной пятой «ЛУКОЙЛа», у которого цена за литр АИ-95 зашкаливала за 40 рублей. Учитывая, что неподалеку есть и местная нефтедобыча, и свои НПЗ, цена на бензин вызывающе спекулятивна. Простая логика: раз народ двинулся на отечественные курорты, почему бы не нажиться на этом народе?

После ночевки в Батайске повернули с М4 в сторону Тамани. Бензин по-прежнему дорог, заправки все реже, зато масса фруктовых базарчиков. И новая напасть: по дороге к морю расположились кубанские станицы, где по какой-то местной прихоти движение ограничено до 40 км/ч. Приходится перейти на шаг.

В пробке на железнодорожном переезде у Тимашевска потеряны еще 30 минут. Нет, если государство действительно хочет, чтобы граждане ездили в Крым на машинах, то именно здесь — в Тимашевске, Славянске-на-Кубани и в остальных городках края надо делать объездные платные дороги. Не за горами открытие крымского моста, и жутко представить, что тогда будет происходить на дорогах, ведущих к морю...

И вот мы выезжаем к Темрюку. Справа блеснула бирюзовая гладь Азовского моря. Сразу легче дышать после знойных кубанских просторов. До парома несколько десятков километров, и начинаются отчаянные гонки. Видимо, у многих живы в памяти суточные стояния в очереди на переправу в первый год после возвращения Крыма. Но подъезжаем к парому, и сразу ясно, что безумная гонка по косе в Таманском заливе была напрасной. Въезд на территорию паромной переправы организован так, что накопитель успевает поглотить все прибывающие машины. Показываем распечатки билетов — и представитель «Госпарома» отправляет нас на КПП, где мы проходим весьма поверхностный осмотр багажа и встаем в общую очередь на погрузку. И документы никто не спросил. Как-то беспечно все это выглядит...

Паромы подходят каждые 10-15 минут. У нас на ожидание ушло 1,5 часа. На номерных знаках — вся российская география, аж до Сибири и Дальнего Востока. Много украинских, белорусских, казахстанских номеров, есть и из ЕС. Изоляция, говорите? Ну-ну...

Вкатываемся в чрево гигантского парома. Через 20 минут мы будем в Крыму. А пока движемся к Керчи, успеваем полюбоваться будущим мостом. Через весь Керченский пролив в нитку вытянулись сваеукладчики, краны и прочая техника. Ну, здравствуй, Крым! Бодро вылетаем на трассу и только тут понимаем, как мало мы знаем о плохих дорогах. Трассу от Керчи до Феодосии способны одолеть люди мужественные и машины с неубиваемой подвеской. Похоже, в последний раз здесь дорожное полотно перекладывали в эпоху Брежнева. На дороге — как на катере в штормовой день. Лишь после Феодосии на пути к Симферополю машина понемногу приходит в себя на свеженьком асфальте.

Кстати, цены на горючее в Крыму такие же, как на Кубани и в Ростове. Год назад бензин здесь был серьезно дороже, чем в материковой России. Выходит, не крымские цены упали, а просто наши южные регионы «подтянулись» до крымского уровня...

От Симферополя направляемся в Севастополь — и снова «дорожка фронтовая». Чуть ли не на каждом километре высится щит с портретом и цитатой Путина, через каждые 10 км — щиты с Екатериной Великой и Николаем Вторым. Цитаты, естественно, про Крым и нашу славную историю. В Севастополь въезжаем после заката. На подъезде к городу меня впервые за всю дорогу останавливает полицейский пост. Ребята, прикомандированные из Воронежа, вежливо смотрят документы, приветствуют на крымской земле и желают хорошо отдохнуть. Неплохое начало отпуска!

Калькулятор

Бензин — 13 тысяч рублей. Платные дороги — чуть больше 1 тысячи. Билеты на паром — 4 тысячи. Две ночевки в мотеле — 3 тысячи. Итого 21 тысяча рублей. Почти вдвое дешевле затрат на авиабилеты в разгар сезона. Хлопотно, но сколько впечатлений!

Плюсы

Дороги не так страшны, как их малюют, вопросы только к крымским трассам, но и там рано или поздно все наладится. В Крыму нет дефицита ни в чем, продуктов завались, цены сопоставимы со средними по стране, а то и ниже. Прекрасно работают банкоматы, принимаются любые карточки. Представлены все сетевые магазины и бутики мировых брендов. Сфера услуг быстро подтягивается к общероссийской. А главное, крымчане уже не говорят «у вас в России», как в прошлом году. В ходу теперь выражение «у вас на материке».

Минусы

Дорогущий бензин на юге страны и тяжелая дорога через населенные пункты Краснодарского края. Обе проблемы надо решать, если мы действительно хотим развивать домашний туризм. Алчные менты в Ростовской области без зазрения совести вымогают деньги у автомобилистов. На посту возле Каменска-Шахтинского я был остановлен на посту ДПС, где мне на экране показали фотку моего авто, которое якобы разогналось до 130 км/ч. Этого не было, но... За уничтожение картинки с меня попросили пару тысяч, но после торга сошлись на 500 рублях. Глаз да глаз нужен и за торговцами придорожных базарчиков. Арбуз, вес которого на безмене составил 10 кг, оказался вдвое легче.

 

Родители и учителя нынешних чад сходятся в одном: чтение книг все больше превращается в экзотическое занятие

Ольга Лернер
Труд
Да вы сами часто видите своих чад, погруженных в книжку? Фото: Siegfried Kuttig/imagebroker.com, globallookpress.com

По данным ЮНЕСКО, за последние 20 лет время, которое подростки тратят на чтение, сократилось в среднем на 40%. И это статистика еще приукрашивает реальную картину. Мальчишки и девчонки, а также их родители...

Бенгальские кошки очень любят прогулки и легко приучаются к поводку

Ольга Григорьева
Труд
Фото: Jürgen & Christine Sohns, globallookpress.com

Бенгальские кошки — одна из пород, которая во многочисленных рейтингах (по популярности, сообразительности и т. п.) занимает верхние строчки. Даже несмотря на то, что это одна из самых молодых пород —...

У кошек хватает такта не сидеть «на голове» у своего хозяина

Ольга Григорьева
Труд
Фото: Savas Onur Sengloballookpress.com

Турецкий ван — одна из пород, которая появилась не в результате экспериментов селекционеров, а в ходе естественного отбора много веков назад. Еще одна особенность, которая выделяет эту породу среди других:...

Они предоставляют прекрасную возможность окунуться с головой в атмосферу этой живописной страны и насладиться её разнообразием

Есть немало преимуществ посещения Тайланда именно в низкий сезон

Зачем переплачивать, если есть горящие туры? Итак, представьте себе солнечный пляж, шум тропического леса, ласковые волны океана и экзотические фрукты прямо с деревьев... И это мы про жаркий и горячий Тайланд. Тайланд - удивительная страна...

Внешне английские бульдоги выглядят довольно угрожающе

Ольга Григорьева
Труд
Фото: © W. Layer, globallookpress.com

В рейтингах самых ленивых собак английские бульдоги традиционно занимают первые строчки. Вкупе с упрямством, присущим этой породе, получается та еще «гремучая смесь». Владелец точно должен быть не из робкого...

В наше непростое время жизнь почти каждого человека сопровождается стрессами и запутанными ситуациями. И такие ситуации могут касаться не только рабочих моментов и семейных отношений, но и личного развития 

Фото из открытых источников

Зачастую человек просто не понимает, какие способности заложены в нём самой природой. Все мы от рождения разные и обладаем принципиально различным потенциалом – с этим спорить сегодня не приходится. Именно поэтому в случае серьёзных жизненных...


Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?