Россия в наступившем году может стать мировым лидером по экспорту пшеницы, - утверждают аналитики Wall Street Journal. При этом авторы публикации ссылаются на расчеты министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов: согласно этим данным, пшеница из РФ вскоре потеснит зерно американских и канадских фермеров.
Сильный доллар – палка о двух концах
По данным американских экспертов, в 2016 году США смогут продать на внешнем рынке 21,8 миллионов тонн пшеницы. Это абсолютный минимум за последние 45 лет. Канадские производители собираются экспортировать 20,5 миллионов тонн злака; Россия же, по их прогнозам, отправит на экспорт 23,5 миллионов тонн пшеницы.
Издание отмечает, что основной проблемой в данном случае является высокий курс доллара. Дорогая американская валюта делает американскую пшеницу неконкурентоспособной на международном рынке. Более того: в условиях глобального рынка возникает угроза, что российская пшеница начнет проникать и на американский рынок.
«Если валюты развивающихся стран будут оставаться низком уровне, США потеряют огромную долю экспортного рынка. А тем временем американцы сами начнут покупать все больше иностранных продуктов», – прокомментировал ситуацию директор по сельскохозяйственной продукции французского финансового конгломерата Societe Generale SA в Нью-Йорке Майкл МакДугал.
Наступление российской пшеницы происходит на фоне обвала мировых цен на продовольствие, которые опустились до семилетнего минимума. Обозреватели отмечают, что этот фактор также стал следствием роста доллара. Завершение программы количественного смягчения ФРС, а также пересмотр ключевой ставки в сторону повышения привели к тому, что долларовые активы стали намного доходнее, чем вложения в нефть, пшеницу и металлы. В результате биржа отвернулась от ценных бумаг, привязанных к пшенице и прочим продовольственным товарам. Уход инвесторов из этих ценных бумаг привел к падению мировых цен на этом рынке.
Слабый рубль: преимущество и проблема
Впрочем, для российских производителей мировую конъюнктуру тоже благоприятной не назовешь. Падение цен на нефть привело к обвалу рубля, в результате доходы производителей от реализации сельхозпродукции на внутреннем рынке уменьшились в долларовом выражении. Это обстоятельство не было бы проблемой, если бы российский агропром не зависел от иностранных поставщиков по запчастям к технике, племенному и семенному фонду, гербицидам и удобрениям. В имеющейся же ситуации девальвация рубля сделала российскую продукцию конкурентоспособной на мировом рынке, но и привела к серьезным издержкам большинства производителей, особенно тех, что ориентируются на внутренний рынок.
Положение производителей-экспортеров тоже далеко не однозначно. С одной стороны, мировая конъюнктура цен подталкивает власти и бизнес к тому, чтобы как можно больше продукции отправлять на экспорт, увеличивая, насколько это возможно, валютную прибыль. Однако при этом страна должна оставлять значительную часть произведенной сельхозпродукции на внутреннем рынке: ведь по основным видам продовольствия РФ обеспечивает себя на 70%. В этих условиях открытие границ ради получения максимальной прибыли приведет к вымыванию продовольствия с внутреннего рынка и возникновению сложностей с обеспечением потребностей населения.
Между пошлиной и квотами
Именно эта «вилка» осенью прошлого года спровоцировала поиски оптимального решения по госрегулированию экспорта пшеницы. В декабре представители бизнеса на заседании Общественной палаты озвучили свои предложения по этому вопросу. По мнению агроэкспортеров, правительству стоило бы снизить экспортную пошлину, защитив внутренний рынок вывозными квотами. Маневр рекомендовалось провести после того, как профильные ведомства подсчитают оптимальный баланс между внутренним производством и потреблением. Текст резолюции с предложениями был направлен Минсельхозу, Минэкономики и Федеральной таможенной службе.
Однако правительство сдержано отнеслось к инициативе предпринимателей. «Пошлина работает, технические проблемы, которые в первые дни работы новой формулы возникали, по моим сведениям, сейчас решены», – заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий вопросы сельского хозяйства.
Окончательное решение будет принято несколько позже – когда перспективы нового урожая станут более понятны, предполагают комментаторы. По оценкам российских правительственных экспертов, в текущем году урожай зерна может составить 100 миллионов тонн. В этом случае на экспорт уедут около 27 миллионов тонн.