Для многих с этого полотна вообще начинается знакомство с творчеством великого итальянского художника: авторы монографий любят помещать ее на обложки изданий, посвященных Тициану. Вместе с тем картина замечательна не только исключительными художественными качествами - мужественной красотой персонажа, мастерством изображения. Портрет интригует и множеством загадок, которые хранит.
Так, в России картину привыкли называть портретом Ипполито Риминальди. Этот человек был юристом, жил в Ферраре. Однако в инвентарной описи дворца Питти 1698 года работа обозначена как портрет Пьетро Аретино - близкого друга Тициана. Позднее возникла и третья версия - после того как в одном английском замке нашли копию тициановского произведения, которая подписана как "портрет сэра Говарда, герцога Норфолкского".
Неясна и датировка полотна. Долгое время считалось, что оно написано в 1540-х годах. Однако научная реставрация, проведенная 10 лет назад, показала, что картина на самом деле старше. Кстати, изначально глаза ее персонажа были голубыми, а не серыми.
Картина прибыла к нам из Флоренции, из галереи Палатина, входящей в систему одного из главных музеев Италии - Палаццо Питти. Вернисаж думали приурочить к визиту лидера Италии Сильвио Берлускони, отложенному из-за катастрофического землетрясения в Италии (о последствиях стихийного бедствия, в том числе для памятников культуры, читайте на стр. 4). Но у высокого гостя, как и у тысяч россиян, еще есть возможность увидеть полотно в ГМИИ, ведь оно будет экспонироваться у нас два месяца.
