Юрий Гагарин, скорее всего, сам виноват в крушении самолета МиГ-15, на котором он отправился в свой последний полет с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным.

Выводы правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения самолета и гибели первого космонавтра были засекречены. Накануне полувекового юбилея первого полета человека в космос стало известно, что Гагарин, находившийся 27 марта 1968 года за штурвалом самолета, совершил резкий маневр, пытаясь обогнуть шар-зонд.

«Для такого самолета, как МиГ-15, столкновение с таким шаром-зондом практически не может быть причиной катастрофы, потому что там могут быть неприятности по отказу двигателя. На МиГ-15 был один двигатель, и если залетит шар-зонд внутрь двигателя, то там может быть все что угодно. И разрушение двигателя, и остановка двигателя, и так далее. Но это не является причиной катастрофы, потому что все пилоты – военные и гражданские - обучены сажать самолеты безопасно при всех отказавших двигателях», - цитируют «Вести.Ру» президента фонда «Партнер гражданской авиации» Олега Смирнова.

Существуют разные версии, объясняющие, почему летчик-космонавт не смог справиться с управлением МиГом. Как полагает летчик-испытатель Магомед Толбоев, самолет вошел в крутую спираль, а когда вышел из облачности, не хватило траектории изгиба.