По данным опубликованного в воскресенье опроса среди британцев, впервые сторонники независимой Шотландии оказались в большинстве (51%). А 18 сентября состоится референдум, который определит дальнейшую судьбу этого региона Великобритании. Теперь Лондон обещает Шотландии максимум автономии и льгот в том случае, если ее население выскажется против независимости.
Андрей Пионтковский, научный сотрудник Института системного анализа РАН
— Прагматического смысла в обособлении от Великобритании я не вижу ни для одной из сторон. Эмоции на фоне обострения национального чувства шотландцев пока побеждают здравый смысл. Однако к референдуму отношусь с величайшим уважением: это пример того, как в демократических государствах решаются, казалось бы, неразрешимые вопросы. Ведь тут сталкиваются принцип целостности государства и право народа на самоопределение. Шотландский референдум готовился долго, и его обстоятельность контрастирует с голосованиями на востоке Украины. Если Шотландия в конце концов решит отколоться, то отсоединение будет происходить плавно и бескровно.
Антон Вагин, сотрудник департамента транспорта Москвы
— Недавно я проводил отпуск в Англии и, признаться, не заметил ни в прессе, ни в народе особого волнения по поводу отделения Шотландии. Несмотря на якобы сенсационные результаты опроса, едва ли шотландцы построят отдельное от Великобритании государство. Без английского фунта и в условиях начавшегося оттока инвестиций прожить будет не так-то просто. Уверен, что это понимают даже шотландцы.
Михаил Озеров, вице-президент Ассоциации евро-атлантического сотрудничества
— Происходящее — шок для британского руководства и королевы. Лондон вертится как может: обещает социальные привилегии, налоговые льготы, стращает шотландцев спадом производства, валютным кризисом, обособлением от Евросоюза... Прибавьте к этому влияние королевы. За кого болеть? Если референдум провозгласит независимость Шотландии, это даст отмашку сепаратистам во всем мире. Тут и Испания со своими басками, и исторически разделенная Бельгия...