Главная Культура 00:01 10 Ноября 2023 4746
Светлана Щедрина: Пьер Ришар меня очень поддерживал

Петербургская актриса рассказала о том, как Золушкой пришла на «Ленфильм», а стала участницей самых звездных проектов

Анна Чепурнова
Светлане Щедриной подвластен громадный диапазон образов, от Золушки до Гертруды. Изображения предоставлены командой спектакля «Свет с неба»

В Москву из Петербурга привезли на гастроли спектакль Анджея Бубеня «Свет с неба». Сегодня и на следующей неделе его играют в Театральном центре «На Страстном». Специально для этой постановки пьесу современного английского драматурга, оскаровского номинанта Дэвида Хэйра впервые перевели на русский язык. В ней рассказывается история двух несхожих людей — богатого ресторатора Тома и его бывшей возлюбленной Киры. Он гедонист, она много думает о тех, кто в этой жизни недостаточно защищен. Но их объединяет чувство вины перед недавно умершей женой Тома, которая знала о внебрачной связи мужа. Разрешение на постановку в России автор, в отличие от многих своих западных коллег, не отозвал.

О спектакле и других своих творческих проектах, в том числе о популярном сериале «Тайны следствия» и фильме «Кроличья лапа», где довелось сняться со звездным французским актером Пьером Ришаром, «Труду» рассказала исполнительница главной роли Светлана Щедрина.

— «Свет с неба» появился в Петербурге по вашей инициативе. Трудно было получить лицензию на постановку пьесы?

— Непросто, потому что мы занимались этим еще в ковидные времена, и из-за пандемии офис драматурга то работал, то нет. Но наша продюсерская компания «Зебра» во главе с Юлией Соболевской со всеми сложностями справилась.

— Знаю, что вас изначально вдохновила увиденная по кинотрансляции постановка «Света с неба» с участием известных актеров Кэри Маллиган и Билла Найи. Чем от нее принципиально отличается ваша работа?

— Разница в ментальности, актерской природе, понимании социальных вопросов. Оно и у самих героев различно, это для них камень преткновения. К тому же многие затронутые в тексте пьесы проблемы — специфически английские, и мы его значительно сократили. Хотя, разумеется, самое важное осталось. Кира все время пытается внушить снобу и богачу Тому, что людей нужно жалеть и понимать, помогать им. Некоторые из них несчастны несправедливо и имеют право быть услышанными. Однако в иные моменты сама Кира настолько беспощадна к бывшему любовнику, что даже я не понимаю ее. Мне кажется, стоило быть мудрее и великодушнее по отношению к этому мужчине. С другой стороны, моя героиня не идет на компромисс даже с самой собой, и это заслуживает большого уважения. Она слишком свободолюбива, чтобы подладиться под такого человека, как Том, который не принимает ничью точку зрения, кроме своей. Но Кире и трудно его забыть. Так что наша история еще и о том, как сложно иногда отпустить прошлое, чтобы обрести внутреннюю свободу и идти дальше.

— Как появился в постановке ваш партнер — Игорь Скляр?

— Его пригласили продюсеры, и, насколько знаю, ему очень понравился материал. Мы один раз уже встречались в антрепризном спектакле «Любовь не картошка», но там у нас была всего пара совместных сцен. Работать с таким артистом — большое счастье, хоть это и непросто, мы ведь тоже очень разные. Спектакли с Игорем Борисовичем — сложный, но захватывающий процесс. Он большой артист, высочайший профессионал.

С Игорем Скляром в спектакле «Свет с неба»

— В Петербурге «Свет с неба» идет в Театре на Васильевском, но его премьера прошла в павильоне «Ленфильма» — почему?

— Это была задумка продюсеров, обернувшаяся уникальным опытом. На легендарной студии такая магическая атмосфера, которую не удается повторить больше нигде. Ее стены помнят великих режиссеров и актеров, дышат этими воспоминаниями.

Обожаю «Ленфильм», желаю ему процветания и активного продолжения творческой судьбы! Хорошо помню, как впервые оказалась на этой студии. Мне было13 лет, на занятиях в Детском музыкальном театре при фонде Виктора Резникова я познакомилась со многими петербургскими театральными актерами, и меня пригласили поучаствовать в юбилее фильма «Золушка» 1947 года. В его честь в одном из павильонов «Ленфильма» делали большое представление, которое играли несколько дней. И я была той самой главной героиней, которая спускается с колосников на руках у стражников, искавших, как вы помните, сбежавшую от принца девушку. Все остальные роли были у взрослых актеров. Впоследствии я не раз снималасьв этом павильоне и всегда вспоминала о том празднике. Мне посчастливилось застать тот период, уже постсоветский, когда на студии опять стала возрождаться творческая жизнь, постоянно проводились пробы и съемки, везде было накурено (раньше в помещениях это разрешалось), а в буфете многолюдно... Я люблю эту студию с непростой судьбой.

— Скоро стартует уже 23-й сезон «Тайн следствия». Ваш дебют в кино состоялся именно в этом сериале?

— Да, знаменитый ассистент по актерам Инна Лазаревна Шлионская заметила меня, студентку второго или третьего курса, на учебном спектакле Санкт-Петербургской академии театрального искусства и пригласила на пробы. Их проводил самый первый режиссер «Тайн следствия» Илья Макаров. До сих пор помню то здание в центре города, где все происходило,— я сейчас живу неподалеку. Роль мнедали эпизодическую, секретаря суда. Но для меня это был первый опыт в кинематографе, и я очень волновалась, ощущая, что попала в другой мир, который меня сразу в себя влюбил. А потом линию моей героини почему-то продлили, чему я безумно рада. Со всеми людьми, с которыми тогда свел проект, мы до сих пор дружим, ходим друг к другу на спектакли. Это один из двух детективных сериалов, которые, мне кажется, стали визитными карточками Петербурга: «Улицы разбитых фонарей» и «Тайны следствия».

— Как думаете, в чем причина его необычайного долголетия?

— На мой взгляд, в неизменности костяка актерской команды, и в первую очередь здесь надо назвать Анну Ковальчук, которую очень любят зрители. В сериале есть питерское обаяниеи настроение. Иногда мне самой интересно — как происходит, что ты снялась во множестве хороших картин, но люди вспоминают первым делом именно «Тайны следствия».

— А в фильме «Кроличья лапа» Наны Джорджадзе вы играли с французскими актерами. Сложно было найти общий язык?

— Нет, мне кажется, ни у кого из нас не было ни малейшего дискомфорта, мы все работали в большой творческой любви. Николя Дювошель, игравший главную мужскую роль — моего возлюбленного, и Пьер Ришар очень меня поддерживали, и когда мне выпадали сцены на французском языке, долго их со мной репетировали. А я, в свою очередь, помогала Николя с русским языком, на котором ему тоже пришлось немало сыграть. Вся наша съемочная группа жила в маленьком бельгийском городке, почти деревне. В соседнем селении был видовой ресторан на холме, мы несколько раз ездили туда тесной компанией, много смеялись, было интересно слушать рассказы Ришара. Он очень общителен и вежлив, никогда никому не отказывал сфотографироваться, побеседовать. Но при этом казалось, что в нем живет скрытая печаль — может быть, так проявлялась глубина его личности. У нас привыкли считать его исключительно комиком, но он гораздо более разносторонен. Мне кажется, здорово было бы увидеть его играющим Чехова, Достоевского, Толстого. Ришар рассказывал нам о своей любви к России и ее культуре, о том, как привозил сюда свой моноспектакль.

С Николя Дювошелем и Пьером Ришаром Светлане работалось в атмосфере большой творческой любви

— Какие еще фильмы с вашим участием выходят в ближайшее время?

— Социальная трагикомедия «Точка опоры» Александра Андреева и исторический детектив «Цербер» Владимира Щеголькова. В прошлом сезоне я много работала в театре, московский режиссер Галина Зальцман выпустила у нас в Театре на Васильевском премьеру «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», я там сыграла Гертруду и очень эту роль полюбила. Впервые соприкоснулась на сцене с темой материнской любви и ощутила всю ее бесконечную боль и трагичность. Выбор моей героини между любовью к мужу и к сыну тяжел.

— Что бы вы пожелали себе и окружающим?

— С большей благодарностью принимать то хорошее, что у нас в жизни есть. Сейчас в мире происходят страшные вещи, тем ценнее моменты простого человеческого тепла и радости, пусть даже самые, на первый взгляд, незначительные. Давайте ими дорожить!

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3444
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3337
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3167
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?