— Где вы сейчас?
— Перехожу
— Что делали в Абхазии?
— Играл на вечере в честь замечательного писателя Фазиля Искандера. К сожалению, самого Фазиля Абдуловича не было — подвело здоровье. А вечер прошел чудесно: пела Хибла Герзмава — гордость Абхазии, звездная певица, единственная за всю историю конкурса Чайковского получившая на нем не просто первое место, а
— Если продолжить тему Кавказа — в Грузию не собираетесь?
— В ближайшее время нет.
— Не хотите, не зовут?
— Я люблю грузинскую публику, и, думаю, она тоже была бы рада встрече. Но считаю, что пока там такая власть, не имею права ехать.
— Но вот грузинский бас Паата Бурчуладзе в Россию охотно ездит, мы с ним на днях общались в Москве, где он пел на Соборной площади Кремля.
— Ну посмотрим, как ему будет потом возвращаться в Грузию.
— Трудно предположить, чтобы с ним, мировой звездой, там жестко обошлись.
— Тем не менее.
— А теперь ваш путь с Кавказа — в Москву, где у вас юбилейный концерт?
— Нет, сперва в Иркутск на фестиваль «Байкальские звезды», который организует Денис Мацуев.
— Да когда же успеете?
— Для меня главное — прилететь не позже чем за день до концерта, чтобы немного отдохнуть и успеть порепетировать. Какой бы плотный ни был график, стараюсь в день прилета не выступать.
— Наверное, это за счет сна.
— Да, сплю не очень много. Но до рекордов великого Ростроповича мне далеко — тот мог вообще не спать ночь и полностью сохранял при этом силы.
— Скоро у вас начнется фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». В программе — такое знаменитое имя, как Руджеро Раймонди. Великий
— Да нет, он как раз отменил несколько спектаклей на Западе, потому что порвал сухожилие, но в Москву приедет — уже подтвердил. Ему самому интересно. Раймонди — большая страница в истории оперы.
— А какая из звезд, с которыми работали, запомнилась самым трудным характером?
— Пожалуй, Джесси Норман.
— Что, орхидеи в гостиничный номер и десятиметровый лимузин?
— Да нет, я не об этом — у нее высочайшие музыкальные требования. Прежде всего к самой себе, но и к партнерам. На репетициях — скрупулезнейшая работа над каждым тактом, отнимающая много времени и сил.
— Вы работаете не просто со звездами, но с красавицами, такими как Норман, Георгиу, Герзмава: Супруга Сати не ревнует?
— Что вы, какая ерунда. Она сама настолько большая личность: Уж не говорю, что красавица. Да если б не Сати, этого юбилея бы не было. Я хотел уехать
— Как ваши дочки?
— Старшая сняла короткометражный фильм — она занимается кино. Средняя участвовала в театральном фестивале в Авиньоне, играла в спектаклях. Разумеется,
— Есть у вас
—
— Выставляли?
— Однажды в моей родной ЦМШ.
— Не думаете устроить выставку, скажем, в Доме музыки, где вы президент?
— Нет, я
— Юрий Башмет рассказывал, что его альт Тесторе «ревнует», если он берет в руки другой инструмент.
— С моей скрипкой Гобетти то же самое. Это же живое существо. Несколько лет назад я её сменил на Страдивари, которого мне дали в пожизненное пользование богатые люди. И знаете, как она перед этим плакала, скрипела!
— Ваш фантастический темп требует огромных сил. Как поддерживаете форму?
— В юности занимался боксом: Не удивляйтесь: считаю, что мужчина, будь он скрипач, или поэт, или кузнец, должен уметь постоять за себя, за женщину, за друзей. И сейчас летом плаваю, поднимаю тяжести.
— Вы столько странствовали… Какое место на земле показалось самым прекрасным?
— Мне кажется, нет ничего прекраснее нашей страны. Взять тот же Байкал: Люблю Италию, Францию, Испанию: Большое впечатление произвела Намибия с её знаменитой пустыней. Там сохранились самые первые растения, которые появились на земле, — они называются «вельвичия», это как бы живой пень, прямо из которого растут огромные листья. Там я понял: пустыня вовсе не значит пустое место. И ведь именно отсюда пошло человечество.
— Вы знаток поэзии. Какую поэтическую фразу взяли бы в жизненный девиз?
—
Досье
Владимир Спиваков, скрипач, дирижер
Родился 12 сентября 1944 года в Черниковске, Башкирская АССР. Учился в школе в Ленинграде. Посещал секцию бокса, чтобы дать отпор
Выбор
Три главных проекта Владимира Спивакова
«Виртуозы Москвы»
Создан в 1979 году. Камерный оркестр играет мировую музыку от Баха до джаза. Громадная популярность началась с участия в «Голубых огоньках» на ТВ.
Музыкальный фестиваль в Кольмаре
Основан в 1989
Национальный филармонический оркестр России
Создан в 2003 году при поддержке Минкульта РФ. Коллективом также дирижируют Томас Зандерлинг, Теодор Курентзис и др.
