Итак, Германия отпраздновала 25-летие со дня, когда рухнула Берлинская стена. Все участники торжеств наперебой вспоминали, как неожиданно, вдруг все это случилось в ноябре 1989-го. Но взамен той стены сегодня ударными темпами возводится другая — между современной Россией и Западом. Интересно, надолго ли?
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Главная ошибка России в том, что она так просто позволила рухнуть Берлинской стене. Теперь ту же стену перенесли поближе к границам РФ и еще обвинили в этом нас. Непрерывно расширяясь на восток, НАТО тут же винит Россию, которая якобы угрожающе нависла над беззащитными странами альянса. Боюсь, такая «логика» — надолго.
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности
— Американцы с чего-то считают себя ответственными за весь мир. Они явно не справляются с этой ношей, отсюда все проблемы и стена отчуждения. А Россия строит ту же стену с помощью пропаганды, особенно телевизионной. Если стороны будут стоять на своем, стена получится не хуже той, что олицетворяла холодную войну.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Примерно с XV века Европа неуклонно расширялась на восток. Когда-то на картах Москву обозначали как азиатскую столицу. Но в XVI веке Иван Грозный присоединил Казань и Астрахань, граница Азии передвинулась к Волге. Еще в XX веке главной европейской горой был Монблан, а теперь — Эльбрус. Да, тот же Сталин отвратил страну от европейских ценностей. Но спорить с судьбой бесполезно: в конечном счете Россия — это Европа. И потому стена между нами и Западом — это не навсегда. России стоит преодолеть сверхцентрализацию власти и жесткий стиль политики. Ну, а Запад просчитался, когда предположил, что мы у него уже в обозе.
Олег Визницкий, аспирант
— На меня, как на Остапа Бендера атмосферный столб, давит эта стена. Прямо чувствую, как меняется у моих друзей (а они у меня были и на Украине, и в Прибалтике) отношение ко мне, а у меня — к ним. Хотя мы ведь те же самые...
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
— Берлинская стена отражала паритет сил. Сегодняшнее охлаждение с Западом из другой оперы: все набросились на одного. А совсем недавно, в начале нулевых, в Кремле всерьез говорили о членстве России в НАТО и совместной борьбе с глобальными угрозами. Сегодня одно ясно: равноправный союз с ЕС и США возможен только после укрепления нашей экономики. Без этого стену не разрушить.