Крупнейшего автопроизводителя страны кризис швыряет в разные стороны: то массовые сокращения пенсионеров, то создание новых заводов на базе старого. Мы отправились в Тольятти, чтобы разобраться, чем сейчас живут в городе и как готовятся к грядущим переменам.
Одна из мер по борьбе с безработицей на заводе — создание двух новых предприятий, куда будут переводить потенциальных уволенных: сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Таких на «АвтоВАЗе» почти 12 тысяч человек.
Еще в октябре на заводе и в городе ходили слухи: в отделе кадров составляют списки работников, которых будут переводить на новые предприятия. Тех, кто попал в эти списки, спрашивать о желаниях никто не собирается. Они либо переводятся, либо увольняются. Так как выгнать 12 тысяч сотрудников во время кризиса невозможно — Москва не велит, — пожилых сотрудников переводят
Первые переводы начались в начале декабря. Людей просят подписать бумаги о «добровольном» переходе, при этом не оставляя выбора. Хотя в отделе кадров никто не возмущается. Куда переходят, не понимают, зато точно остаются с работой, пусть и непонятно, в чем она будет заключаться.
«У нас в отделе у одной сотрудницы дочь переводят
Есть люди, которых формально уже перевели в одну из «дочек» «АвтоВАЗа». «У меня невестка в заводском общепите работает поваром. Совсем недавно подписала все бумажки, документов куча, и теперь она числится уже не на «АвтоВАЗе», а на
«Мне, знаете, что не нравится? Нас заставляют сначала увольняться, а уже только потом как бы берут на работу на новое предприятие», — подключается к нашему разговору работник завода Владимир Михайлов, который оказался в списках на перевод. «Мне 58 лет скоро стукнет. Где гарантия, что на этом новом заводе меня с распростертыми объятьями встретят?
Новые начальники, непривычные обязанности и условия труда, возможное понижение зарплаты или должности, а то и вообще отказ брать на работу — этими страхами живут сейчас 12 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа».
Недовольны, но молчат
Примерно то же самое говорят еще десятки других автовазовцев, которые оказались в списках на перевод в дочерние предприятия.
«Мы слышали, что один из новых заводов будет делать игрушки. Ну это же звучит как издевательство! Мол, вы тут такие бестолковые сидите, автомобили нормальные выпускать не можете, вот и делайте тогда игрушечные!» — в голосе инженера Стаса слышатся досада и горечь.
Молодой мужчина работает на заводе лет пять, устроился после армии. Фамилию называть не хочет: «У нас теперь слова лишнего не скажи, быстро найдут и выгонят».
«Журналисты тоже часто звонят, — продолжает Золотарев. — Нашим работникам я говорю: «Интересуются вами центральные газеты, телевидение. Давайте дам им ваш номер — поговорите, расскажете все. Нет, не хотят. В трубку мне завод ругают, на бардак жалуются, а про журналистов заговоришь — все, пыл пропадает. Так же нельзя! О проблемах нужно говорить, ставить вопросы на высоком уровне, а иначе и не решится ничего. Но нет, боятся люди», — жалуется профсоюзный босс.
Ищут свои пути
Уходить с завода в дочерние предприятия люди категорически не хотят. Сотрудники «АвтоВАЗа» предпочитают искать собственные способы спасения.
Немногие, особенно те, кто помоложе, увольняются и пробуют «крутиться» в городе: частный извоз, маленькие магазинчики, ремонт авто. В семьях, где раньше откладывали рождение ребенка, женщины беременеют. В декретном отпуске их по крайней мере сократить не смогут. А там видно будет.
«Несмотря на сложное экономическое время, мы наблюдаем положительную динамику роста рождаемости», — рассказала «Труду» главный
Пути спасения
Чтобы вывести город из кризиса, правительство РФ предлагает проект, по которому в Тольятти будет создано несколько предприятий, в том числе завод по производству детских игрушек, а также современный технопарк, где будут размещены крупнейшие
Создавать технопарк именно в Тольятти, по мнению чиновников, выгодно, потому что здесь не возникнет проблем с человеческими ресурсами. Огромное количество инженеров и программистов работают сейчас на «АвтоВАЗе».
В планах властей создание дочерних предприятий —
В мэрии Тольятти «Труду» рассказали, где рассчитывают разместить новые заводы. Для этого