На днях Памела Андерсон, не только известная актриса, но еще член консультативного совета Международного фонда защиты животных IFAW посетила Россию. Цель визита — судьба дальневосточных леопардов. Событие широко осветили в СМИ. Это и понятно, есть чем гордиться — несколько лет назад, эти леопарды были на грани уничтожения, оставалось 30-40 особей. Глава Попечительского совета по дальневосточному леопарду рассказал, что после того, как запустили программу по сохранению животных, их стало уже 80.
Но если дальневосточный леопард и амурский тигр чувствуют себя хорошо, то другой амбициозный проект по диким кошкам пока вызывает много вопросов. Переднеазиатский леопард еще в середине прошлого века полностью исчез с территории российского Кавказа, редкие особи встречаются в Туркменистане и Иране. Проект по восстановлению популяции в дикой природе, или по-научному реинтродукции, был запущен восемь лет назад. Он стал знаковым и в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. Переднеазиатский леопард — один из трех официальных символов Сочи-2014.
В 2007 году утвердили программу, в 2009 году построили вольер на территории Сочинского национального парка, куда поместили пары леопардов. Первое потомство появилось в 2013 году. Этих молодых леопардов начали готовить к жизни в диких условиях, чтобы в дальнейшем выпустить в природную среду. Организатором проекта стал Всемирный фонд дикой природы (WWF России). Со стороны государства — Минприроды, со стороны ученых — Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. К чести фонда надо сказать, что WWF собрал мощный пул спонсоров проекта, недостатка в финансировании не было. Впрочем, большие кошки — дело статусное. А когда проект на контроле еще и самых высоких руководителей страны, отказываться и вовсе неприлично. Министр природных ресурсов Сергей Донской в начале года в интервью сообщил, что уже в этом году первые леопарды будут на свободе. Вот уже и год заканчивается, а ни одного леопарда не выпущено. Куда делись деньги, многолетние усилия и почему до сих пор ни один леопард не ступил на вольную землю российского Кавказа? Мы связались с Всемирным фондом дикой природы (WWF России), где пояснили ситуацию таким образом:
— Выпуск отложили на год. Это совместное решение российской стороны и консультантов Международного союза охраны природы и Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов, которые являются партнерами программы. Рекомендовано выпустить первую группу в составе не двух животных, а трех, чтобы им было легче адаптироваться. Также было принято решение, что животных рано выпускать, им только 1,5 года. Они могут далеко уйти друг от друга, так как не достигли половой зрелости. Когда животным 2,5 года — это уже ближе к созреванию, мы надеемся, что они будут привязаны друг другу и останутся на этой территории«, — отмечает координатор проектов по сохранению редких видов животных WWF Наталья Дронова.
Сейчас в Центре восстановления леопарда на Кавказе 8 котят, 7 родились на территории Центра, одного привезли из Франции. «В настоящее время к выпуску готовятся 3 леопарда. Выпуск намечен на май 2016 года, если все пойдет по плану. Перед выпуском группа экспертов оценит готовность каждого животного. Проверяются охотничьи навыки: как животное охотится, как ищет добычу, как скрадывает и отношение к человеку: умеет ли леопард прятаться и избегать людей. Когда в 2006 году Программа восстановления леопарда только писалась, планировалось, что леопардов будут выпускать в природу в возрасте 1,5 года, однако в ходе ее реализации ученые внесли поправки, что целесообразней выпускать животных старше 2 лет», — поясняет Наталья Дронова.
Со сложностью привить навыки охоты и выживания еще можно согласиться, но вот странно, что ученые заранее не знали, что леопарды не достигнут половой зрелости к полутора годам и нужно будет продлить программу на год. И это не предел по срокам... Не хотелось бы ставить под сомнение работу фонда и международных экспертов, надеемся, что таким благим делом занимаются люди честные и порядочные. Потому как соблазнов для искусственного затягивания сроков можно найти немало, и отказаться от комфортного существования за счет спонсоров, можно только имея принципиальные убеждения. Довольно регулярное и достаточное финансирование проекта, размытая система оценки эффективности работы и отсроченный эффект влекут за собой кривотолки по поводу обоснованности некоторых затрат и объективности оценки деятельности.
. В России число сторонников WWF, которые регулярно оказывают финансовую помощь проектам Фонда, почти достигло 17 тысяч. Даже прямо сейчас вы можете оказать финансовую поддержку проектов на сайте фонда. Вот только результаты работы будут понятны много лет спустя. Пока же будем ждать мая, чтобы выпустить редких леопардов в дикий мир Кавказа.