Депутаты Госдумы в пятницу намерены сразу во втором и третьем чтениях принять законопроект об ограничении распространения оружия. Об этом заявила глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.
Толчком послужили резонансные трагедии. В феврале ученик московской школы № 263 расстрелял учителя и полицейского, вскоре в Южно-Сахалинске 24-летний охранник открыл беспорядочную пальбу в Воскресенском кафедральном соборе. И здесь два человека убиты, и тоже есть раненые.
Депутаты настаивают на ужесточении федерального закона «Об оружии» от 1996 года. Тут и запрет на ношение «пушек» в нетрезвом состоянии (южно-сахалинский преступник как раз был пьяным), и продажа оружия не с 18 лет, а с 21 года, и освидетельствование врачами-специалистами на предмет противопоказаний только в государственных поликлиниках по месту жительства...
Кстати, первое чтение законопроект прошел весной прошлого года. После чего был положен под сукно до тех пор, пока гром не грянул. Теперь депутаты в роли пожарной команды призывают срочно принять меры для «сохранения жизни и здоровья граждан».
Как тут не вспомнить, что в 1996 году, когда разрешили иметь травматику, в законе записали, что эта мера «направлена на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности». Может, надо признать, что это было ошибкой?
С тех пор по части вооружения населения мы сильно продвинулись. По данным МВД, на руках граждан 6,5 млн стволов. Считай, каждый 20-й россиянин (включая младенцев и стариков) имеет оружие. А как прозорливо заметил классик, если ружье висит на стене, то обязательно выстрелит. Палят не только на кавказских свадьбах в воздух. Среди лихих водителей в ходу разборки с пистолетами. Обогнал, занял место на парковке — получай пулю. Стреляют на улицах и перекрестках, в метро, храме, ресторане — и везде травматика.
Больше того: в прошлом году некоторые депутаты, ссылаясь на зарубежный опыт, предлагали дать гражданам право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия с пулевыми патронами. Среди аргументов был и такой: «легализация оборота гражданского короткоствольного оружия прибавит к ВВП России до 1 трлн рублей только за пять лет».
Может, последние трагические случаи остудят пыл желающих вооружаться? В России количество преступлений на бытовой почве традиционно зашкаливает. Но когда один другого стукнет по голове, есть шанс обойтись травмпунктом, а совсем другое — схлопотать пулю.
Слово эксперту
Сергей Гончаров, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «АЛЬФА», депутат Мосгордумы
— Закон об оружии принимался под давлением общественности. Тогда повсюду шли криминальные разборки, все возмущались: доблестная милиция не может защитить граждан! Ну и разрешили покупать короткоствольное оружие для самообороны. А дальше все по Черномырдину: хотели как лучше, получилось как всегда. Оружие самообороны стало оружием для нападения. Мы уже не удивляемся, когда ЧП на дороге разрешается пальбой из пистолетов. 6,5 млн единиц оружия у граждан — это только официально зарегистрированных. А еще столько же нелегального. Кавказ даже в расчет не беру. Сейчас важны любые меры, ограничивающие оружие. Правильно предлагается: ни одно медучреждение, кроме государственного, не вправе выдавать справку. До сих пор их просто покупают у частников. И без прохождения специальных обучающих курсов при органах внутренних дел оружие не зарегистрируешь. Будет усилен контроль не только за приобретением, но и за хранением оружия. Участкового обяжут иметь списки всех, кто владеет оружием, и проверять, как оно хранится. В общем, новый закон необходим.