В Москве есть памятник из наследия ЮНЕСКО, который упекли за колючую проволоку. Это знаменитая Шуховская башня на Шаболовке. Она давно не эксплуатируется, стоит в полной изоляции на режимной территории. Доступа нет ни специалистам, ни туристам, вопреки закону об охране памятников истории и культуры.
Упрятанная за «колючку» башня доведена до аварийного состояния. Теперь ее хотят спасать, и, как у нас водится, до победного конца. Радикальный рецепт предложил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин: «Мы не занимаемся реставрацией памятников культуры. Поэтому максимум, что сегодня можем сделать в рамках своих средств и своих возможностей, — это произвести демонтаж башни с целью последующей консервации и передачи тем, кто затем займется ее восстановлением».
Минкультуры заступилось за памятник. «Объекты культурного наследия, в том числе Шуховская башня, по закону не подлежат демонтажу», — «просветил» связистов представитель ведомства Владимир Цветнов. И напомнил, что собственник объекта — Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) — обязан провести реставрационные работы по утвержденному проекту. В конце концов, именно это подразделение Минкомсвязи довело памятник до разрухи.
А о чем, собственно, спор? Сооружение уникальное. Гиперболоидная башня — изобретение русского инженера и архитектора Владимира Шухова. Именно ее выбрали эмблемой выставки «Искусство инженерии» в парижском Центре Помпиду. Считается, что Шухов обогнал свое время лет на 100. Даже по стилю. Ажурная стальная конструкция — чистый хай-тек. Ну и в историю страны вписана новая страница: построенная в 1922 году радиобашня после войны стала символом советского телевидения.
С появлением в 1967 году Останкинской телебашни «старушку» отодвинули на задний план. Это для нас башня на Шаболовке — памятник истории и культуры. А для РТРС — оборудование на списание...
Вместе с Владимиром Шуховым, правнуком и тезкой гениального инженера, президентом благотворительного фонда «Шуховская башня», мы пытаемся заглянуть на режимную территорию. Лучше всего башню видно с улицы Шухова.
— Видите рыжие полосы по бокам? — спрашивает Владимир, тоже инженер по специальности. — Это ржавчина, хотя здесь использован металл с большим содержанием фосфора. Но что вы хотите, если последний раз ее красили больше 20 лет назад? И ни разу за 90 с лишним лет не реставрировали. Если что и делали, то во вред. Например, залили бетонным кольцом основание, лишив башню подвижности. Раньше весь металл был снаружи, а после заливки началась коррозия на нижних секциях. Приходившие в негодность заклепки заменяли болтами. Это же варварство!
По словам Шухова, разговоры о необходимости реставрации ведутся больше 30 лет. К 2009 году даже высокие заборы уже не скрывали масштабов бедствия. Московские власти подняли шум: разрушается памятник регионального значения! Даже судились с собственником и выиграли суд. В 2009 году суд обязал РТРС провести реставрацию объекта культурного наследия и открыть для доступа горожан и туристов. Мечтали украсить башню мерцающей подсветкой — чтобы было не хуже, чем Эйфелева башня в Париже. На волне эйфории по ТВ показали сюжет: глава Минкомсвязи обещает премьеру Путину «в ближайшее время начать практические работы по экспертизе и реставрации Шуховской башни».
На эти цели выделили 135 млн рублей. Шухов-правнук показал постановление (№ 1165), где инвестиции распределены по годам. Последние — 55 млн — в 2013-м. И что?
— На самой башне не изменилось ни-че-го! — говорит Шухов. — Даже не покрасили.
На что ушли федеральные средства, пусть разбирается Счетная палата. Мы же отметим, что как только вливания закончились, связисты заговорили о демонтаже. Был вариант снять две верхние секции башни и вертолетом доставить на отдельную площадку, а четыре оставшиеся восстанавливать на месте. Операция показалась слишком дорогой: по предварительным оценкам — 350 млн рублей. А в процессе наверняка бы вышло больше. Например, реставрация монумента «Рабочий и колхозница» обошлась в 1 млрд рублей.
После чего в ход был пущен апокалипсический вариант: если, не дай бог, башня рухнет, то конструкции разлетятся на 100-150 метров. А вокруг жилые дома, учебные заведения:
Но инженер Шухов строил на совесть, хотя только заканчивалась гражданская война и вокруг была разруха.
— Башню собирали снизу вручную — использовали только лебедки, — рассказывает правнук. — Когда поднимали четвертую секцию, веревка оборвалась — и она упала на нижнюю. Шухова как руководителя строительства приговорили к условному расстрелу. Его спасло то, что аварию ликвидировали за те же деньги и в те же сроки. В своем дневнике приговоренный только и написал: «Слава богу, обошлось без жертв».
О том, что у сооружения большой запас прочности, свидетельствует такой случай. Уже перед Отечественной войной неисправный почтовый самолет задел толстый трос, протянутый от верхушки до земли. Самолет развалился, а башне после такого удара даже не потребовался ремонт.
— Чтобы судить о состоянии башни, нужна серьезная комплексная экспертиза с привлечением зарубежных ученых, которые имеют большой опыт работы с подобными конструкциями, — считает Владимир Шухов. — Российские НИИ, в том числе ведомственные, занимались частичной экспертизой, но предоставили достаточно противоречивые результаты.
В любом случае вариант с разборкой башни и незаконный, и абсурдный.
— Демонтаж превратит ее в металлолом, — говорит Владимир. — Если башню разобрать, то будет как с гостиницей «Москва». Ее снесли до основания, а новодел вычеркнули из реестра памятников.
И ведь есть в стране пример успешной реставрации шуховских сооружений. На Оке в Нижнем Новгороде стоит 125-метровая башня линии электропередачи. Злоумышленники начали пилить ее на металлолом: от 40 «ног»-оснований оставалось 24. Губернатор Валерий Шанцев через суд заставил собственника — «Нижэнерго» — восстановить башню. Выписали спецов из Германии и отреставрировали. Даже металл подобрали той же марки. Обошлось это примерно в 3 млн долларов. После успешной реставрации башня на Оке включена в список объектов культурного наследия РФ.
— Самое разумное предложение, — считает Шухов, — с помощью альпинистов и достаточно простых инженерных решений срочно законсервировать башню на Шаболовке. Это позволит без спешки провести полноценную научную реставрацию, вернув памятнику первоначальный облик. Как раз к его 100-летию — к 2022 году.
Средства можно найти. Похоже, связисты и грозят сносом в расчете, что казна еще раскошелится. Тем более на защиту Шуховской башни встали не только российские, но и мировые деятели науки и искусства.
Но одной реставрацией не обойтись. Сегодня башня — заложница различных ведомств и организаций, ее со всех сторон обступают здания и сооружения. По словам правнука, существует проект комплексной реконструкции всей прилегающей территории. Он предусматривает создание Центра инженерного искусства имени Владимира Шухова и благоустроенной зоны. Пусть и организации остаются на своих местах. Хотя целесообразнее было бы разместить их в огромном 14-этажном недостроенном здании, которое высится прямо у пропускного пункта.
— Этому замороженному объекту уже лет 20, — говорит Шухов. — Возводили как стратегический объект — там такой бетон, что не снести. Проще достроить. А места там всем хватит, еще и останется.
Проблема в другом. Кто и как решит вопрос о 8 гектарах дорогой земли в центре города? Или ради них не жалко пустить знаменитую башню-памятник на металлолом?
голоса
Александр Кибовский, глава департамента охраны культурного наследия правительства Москвы
— Шуховская башня многими, особенно старшими поколениями, воспринимается как символ Москвы. Но это гениальное инженерное сооружение не является собственностью города. Башня — на балансе федерального учреждения «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», то есть все вопросы, связанные с реставрацией и финансированием этого весьма затратного процесса, решаются федеральными властями. Точнее, должны решаться.
Марина Хрусталева, координатор движения «Архнадзор»
— Телерадиобашня на Шаболовке является объектом культурного наследия. Демонтаж будет противоречить существующему законодательству в области охраны наследия.
Елена Шухова, инженер, правнучка В.Г. Шухова
— Не следует говорить об угрозе, которую якобы представляет собой шедевр Шухова. В самой конструктивной идее заложен огромный запас прочности. Главный принцип реставрации должен быть один — «не навреди». Достаточно разумным представляется проект реставрации, разработанный ООО ПСП «Качество и надежность». Он предусматривает приведение башни к виду, который она имела в 1922 году. Должны быть сняты все дополнительные элементы, установленные в последующие годы; разобраны, очищены и защищены от коррозии, а затем вновь собраны все узлы, заменены наиболее поврежденные детали. Препятствует началу осуществления проекта только отсутствие средств, которые должны быть выделены специальным постановлением правительства.