«Непревзойденным, непостижимым, гениальным» назвал его в прощальном слове в соцсетях Константин Райкин, по мнению многих театралов, сыгравший лучшие роли в спектаклях Бутусова. И это можно сказать не только о нем. 10 постановок режиссера до сих пор продолжают идти в разных театрах Москвы и северной столицы.
Фасад сакрального для всякого ценителя искусства места – Московского художественного театра в Камергерском переулке – украшает панно ученицы Огюста Родена Анны Голубкиной, у которого целых три названия: «Волна», «Пловец» и «Море житейское». И все они сейчас ассоциируются для меня с трагической потерей, с которой невозможно смириться – унесенным в вечность отбойным течением Юрием Бутусовым. Герои его спектаклей вступали в отчаянное противоборство с жизненным хаосом, укрощая его не только вокруг, но и в себе тоже. В МХТ им. Чехова он поставил три спектакля, первым из них в 2005 году стал «Гамлет». В нем играли три актера из родного режиссеру Питера, с которыми в далеком 1996 году, когда они еще были студентами, Бутусов создал свою дипломную работу «В ожидании Годо» в Театре «На Крюковом канале». Она получила сразу две «Золотые маски», а исполнителями, переехавшими потом в Москву, были нынешний худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский, Михаил Трухин и Михаил Пореченков. Их первые театральные награды были за спектакль Бутусова.
Сам он после окончания Санкт-Петербургской академии театрального искусства больше двадцати лет работал в основном в Театре им. Ленсовета, причем с 2011 по 2018 год был там главным режиссером, а в последний год этого периода еще и худруком. Но затем конфликт вынудил его оттуда уйти. Руку помощи протянул худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас, предложивший Бутусову стать главным режиссером в уверенности, что тот не даст театру окаменеть. На этой должности Юрий Николаевич и пробыл до 2022 года, когда уехал из России. С тех пор он создал три постановки: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Вильнюсе, «Борьба за престол» в норвежском Тронхейме, и «Гоголь. Портрет» Риге. К слову, за границей Бутусов ставил спектакли и раньше – в Норвегии, Южной Корее, Болгарии, Дании.
Юрий Бутусов был обладателем пяти личных «Золотых масок». За всю жизнь он создал около полусотни спектаклей, 10 из них и сейчас продолжают идти в Москве и Питере. Ведущие столичные театры охотно сотрудничали с этим режиссером, зная – он обогатит репертуар хитами. Это можно сказать про «Доброго человека из Сезуана» в Театре им. Пушкина с Александрой Урсуляк в главной роли, «Сына» в РАМТе, «Беге» в Театре Вахтангова, «Р» в «Сатириконе» с Константином Райкиным в роли Хлестакова. Это сочинение на темы пьесы Гоголя в 2022 году стало последним спектаклем Бутусова в России. В своем прощальном слове к погибшему Райкин на этой неделе написал: «Для меня в последние 20 лет не было в профессии человека значимей и любимей тебя». В 2004 году Бутусов помог ему воплотить мечту молодости – сыграть заглавную роль в спектакле «Ричард III». И до сих пор многие считают, что в нем и в бутусовском «Лире» у Райкина были лучшие театральные роли.
А сам Юрий Николаевич еще со времен работы в Театре Ленсовета называл «Сатирикон» своим другим домом. Здесь в «Чайке» 2011 года в одном из эпизодов режиссер сам выходил на сцену и читал монолог мятежного Треплева. Его страстный пронзительный танец в этой постановке памятен всем, кто ее видел. Столь же энергично и отчаянно, на оголенном нерве отплясывают, а еще поют актеры и в других спектаклях этого режиссера, словно стремясь выплеснуть в этом всю свою боль и высвободить энергию.
Это один из фирменных приемов Бутусова, который, как и чеховский герой, всю жизнь слыл бунтарем, и при этом не только искал новые формы, но и успешно их находил. Он вырывал публику из зоны комфорта, и некоторые зрители этого не выдерживали, но многие открывали для себя что-то новое и приходили на его спектакли и во второй, и в третий, и даже в пятый раз.
Этот режиссер повлиял на развитие современного театра в России. Некоторые подражают его стилю, в котором много впечатляющих метафор, философское осмысление действительности соединяется с драйвом и высокой степенью откровенности, а экспрессионизм – с нежностью. Но самым главным для Бутусова были свобода и честность, способность со сцены говорить о настоящем времени. Создавать спектакли, вызывающие потрясение и шок, и пленящие и ранящие, на которых градус эмоций зашкаливает – особое искусство. Секретами мастерства Юрий Николаевич успел поделиться со студентами своего актерско-режиссерского курса в ГИТИСе, окончившими вуз в прошлом году и уже пользующимися популярностью в театрах.
Бутусов считал, что предназначение режиссера – говорить о том, о чем люди молчат. И что театр может изменить мир. Для его зрителей он действительно менялся, делался ярче, богаче и, в сложных ситуациях, чуть менее невыносимым. Все это делает чувство нынешней потери особенно острым.