Главная Политика 00:13 13 Декабря 2013 1724
Справка с доставкой на дом

В Подмосковье информационный прорыв: сегодня 88 госуслуг можно получить в электронном виде. А с нового года их станет 120

Алексей Поздняков

Через два года Московская область может стать лидером по удобству получения госуслуг, считает министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Мария Юргелас. О том, как изменили нашу жизнь современные технологии и чем планируют удивить подмосковные власти жителей региона, — наш разговор с министром.

— Мария Владимировна, в большинстве регионов страны есть министерства связи и информационных технологий. В Подмосковье под вашим крылом находится еще и госуправление. Так чем вы занимаетесь?

— Действительно, мы объединили в одном министерстве два направления — государственное управление и информатизацию, и в этом наша особенность. Почему это было сделано? Представьте, что вы решили повысить качество и доступность государственных услуг в регионе. У вас есть методика, стратегия, но нет самого необходимого для реализации — новых компьютеров, средств связи, информационных баз. Всем этим уже занимается другое ведомство. Конечно, сообща с коллегами вы пытаетесь что-то сделать, но получается, как у Райкина: «Я пуговицы пришивал, к пуговицам претензии есть?» — «Нет». — «К рукавам?» — «Тоже нет». Но костюм не сидит. Поэтому мы отвечаем за весь процесс: занимаемся и административной реформой, и повышением качества госуслуг, и технической поддержкой всех инноваций. Возникла идея — внутри министерства вместе обсуждаем и начинаем реализовывать. Без лишней бюрократии. В регионах, где работа поставлена по-другому, с внедрением технологий нередко возникают проблемы.

— Какие технологии вы внедряете?

— Сейчас запустили несколько крупных проектов. Начиная от обновления всего парка техники в областных госучреждениях и заканчивая запуском систем, которые давно стартовали на федеральном уровне и во многих регионах — это создание сети многофункциональных центров, получение госуслуг в электронном виде, ведение электронных медкарт. Сейчас мы стремительно наверстываем упущенное в прежние годы. По темпам открытия МФЦ — одни из лидеров в стране. Если год назад в области было пять центров оказания госуслуг, то к концу этого года должно быть 36, а в 2015-м — 94.

— Чем отличаются МФЦ от привычных нашему человеку собесов, БТИ, паспортных столов и прочих ведомственных приемных?

— Простой пример. Раньше, чтобы получить пособие, нужно было прийти в территориальный орган Министерства соцзащиты, провести в очереди к окошку минут 40, а потом услышать, что у вас не все документы на руках и нужны дополнительные справки. И хорошо, если в этом окошке вам ответят спокойно и все разъяснят, а не грубо отмахнутся, как часто бывает в нашей стране. И в следующий раз потребуют новые справки. Думаю, картина для многих знакомая. Решение обычного бытового вопроса очень часто для нас превращается в хождение по мукам.

Что изменилось с появлением МФЦ? Это новые, отремонтированные помещения, где созданы комфортные условия для посетителей: удобные кресла, кулеры с водой, детские уголки. В зоне ожидания вас встречает консультант, который может разъяснить, как взять талончик для приема и как будут оказаны услуги. В очереди вы проведете не более 15 минут (сейчас у нас среднее время ожидания — 2-3 минуты). Из документов, как правило, при себе нужно иметь лишь паспорт и свидетельство о рождении. Все остальные справки сотрудник, принимающий вас, обязан собирать самостоятельно. Здесь вам уже не будут хамить и отправлять за справкой для справки. Для повышения уровня обслуживания все разговоры записываются. На прием обычно уходит не более 5 минут. И вам сообщают, когда подойти за результатом. Сейчас это самый удобный способ получения госуслуг. Причем многие центры дополняются услугами нотариуса, банкоматами — все делается для удобства посетителей.

— По планам до конца года МФЦ должны появиться в половине районов области. Но проекты центров разные: где-то они большие, а где-то лишь на пять окон. Не получится ли, что многие центры откроются скорее для отчета, а не реального решения проблем?

— Могу уверить: в правительстве РФ нашу работу оценивают не по количеству открытых МФЦ или услуг, переведенных в электронный вид, а по исполнению показателей из 601-го указа президента. Например, ожидание в очереди должно быть не более 15 минут, а удовлетворенность качеством оказания услуг — не менее 90%. В течение года работы центра проводится мониторинг, опрашиваются посетители, а затем выносится оценка. Что касается количества окон в МФЦ, то мы определяем их по методике Минэкономразвития РФ. Главный критерий — плотность населения. Но дополнительные окна могут открываться на базе привлеченных организаций. В этом году мы пошли на эксперимент вместе с Минкомсвязи РФ и будем открывать окна в отделениях «Почты России». Так мы сможем понять, насколько услуга востребована, рассчитать ее стоимость и необходимое количество окон для приема населения. Также будем устанавливать инфоматы последнего поколения, через которые можно не просто получить справочную информацию, а оформить услугу — достаточно отсканировать паспорт. Так сегодня многие регистрируются на авиарейсы. Затраты по установке терминалов возьмут на себя частные партнеры, окупаемость они получат за счет рекламы на экране. В будущем хотим сделать принцип оказания услуг экстерриториальным, как в Москве. Не важно, в каком районе ты находишься, — можно обратиться в любой МФЦ.

— Судя по оснащению, которое должно быть в МФЦ, удовольствие это дорогое. Сможет ли область потянуть взятые на себя обязательства?

— Да, создание и содержание центров обходится дорого и сегодня полностью лежит на субъекте. Муниципалитеты могут оплатить лишь небольшую долю. Конечно, регионы поднимают вопрос о компенсации затрат из федерального бюджета. Нам обещают субсидии со следующего года. Это справедливо, поскольку госуслуги в центрах оказываются разного уровня, а пошлины получают только федеральные органы. Так что средства на реализацию проекта будут! В крайнем случае можно уменьшить зал ожидания и снизить расходы на строительство, но каждый запланированный МФЦ в регионах должен быть открыт — такова позиция федеральных властей. Кстати, мы предложили объединить все МФЦ страны под единым брендом, чтобы он стал узнаваемым — как Сбербанк или «Почта России». И нашу идею в правительстве поддержали.

— В правительстве также призывают регионы переводить госуслуги в электронный вид. Какие тут успехи?

— Если говорить об электронной очереди, то у нас она реально существует. Самая популярная услуга сегодня — единая электронная запись в детский сад. Хотя не все верили, что ее удастся запустить в этом году 1 июля, как распорядился губернатор. Дело в том, что у нас 72 муниципалитета, и в каждом был своей регламент оказания этой слуги. Чтобы объединить разные формы в одну единую и согласовать все нюансы, пришлось кропотливо поработать 2,5 месяца. Но задачу мы выполнили. Причем запись сделали даже проще, чем на портале госуслуг, где предварительно нужно получить в «Ростелекоме» электронную цифровую подпись. У нас для регистрации достаточно ввести фамилию и электронный адрес. Паспорт потребуется предъявить лишь один раз — в местном отделении управления образования или МФЦ.

На запись в детские сады у нас был невероятный аншлаг. Люди быстро оценили преимущества электронной очереди: система прозрачная, всегда видно, какое место занимаешь, а работники образования могут заранее формировать группы.

В дальнейшем мы планируем перевести в электронный вид весь жизненный путь ребенка: рождение, запись в детсад, школу, кружки, поступление в институт. Но мы не гонимся за количеством электронных услуг — прежде всего они должны быть востребованными. Помимо 72 муниципальных районов и городских округов в области еще 360 образований. У всех свои муниципальные услуги — всего их 3,5 тысячи. Перевести все в электронный вид невозможно. Это серьезный и долгий процесс.

— Недавно вы заявили, что у Подмосковья есть все шансы выбиться в лидеры страны по качеству оказания государственных и муниципальных услуг. За счет чего?

— Мы поздно включились в программу МФЦ — с конца прошлого года, тогда как во многих регионах этот процесс стартовал еще в 2009-м. Но у нас высокие темпы роста, и за несколько месяцев мы сумели сделать то, что другие создавали несколько лет. У нас есть план, методики, финансирование, контроль. Мы постоянно обращаемся к жителям по улучшению качества госуслуг, активно работаем с администрациями. Губернатор лично курирует вопрос. Надеюсь, с таким мощным подходом к 2015 году мы выйдем в лидеры по развитию информационных технологий в госуправлении.

— Оказание услуг в электронном виде — дело хорошее. Но многие из нас по-прежнему больше доверяют бумаге и живому человеческому общению, пусть и через окошко и после долгого стояния в очереди. Для старшего поколения информационные технологии — зачастую темный и страшный лес. Как собираетесь менять сознание людей?

— Действительно, мы столкнулись с ситуацией, когда люди знают, что такое МФЦ и электронная очередь, но не знают, как этим пользоваться. Поэтому мы запустили портал «Умное Подмосковье». Если вы новичок в современных технологиях, на сайте можете пройти обучающий курс, начиная от того, как устроен компьютер, и заканчивая пошаговой инструкцией получения госуслуги. Здесь вы найдете информационные ролики на разные случаи жизни. Например: «У вас родился ребенок: что делать?» Открываете, смотрите, выполняете инструкцию. Возникли вопросы — можно позвонить на горячую линию, телефон указан тут же.

Много полезной информации жители могут узнать на портале «Наше Подмосковье». Сейчас разрабатываем туристический портал. В нашем регионе очень много интересных мест: памятников, усадьб, монастырей. Люди получают о них информацию, узнают различные экомаршруты, возможности размещения, могут делиться своим мнением.

Мы многое стараемся перевести в интернет. Например, губернатор объявил о создании в Подмосковье пешеходных зон в каждом городе — сразу стали разрабатывать ресурс, чтобы люди могли увидеть, какие есть проекты, предлагать свои идеи. Появилась задача сделать Подмосковье инвестиционно привлекательным регионом — тут же запустили инвестиционный портал, через который представители бизнеса могут легко подобрать интересующую площадку для реализации проекта. Как только ставится задача, сразу разрабатываем ресурс.

— Подмосковье сегодня также участвует в федеральном проекте «Открытое правительство». Что удалось почерпнуть для региона?

— В проект мы подключились благодаря губернатору. Исторически сложилось так, что Андрей Юрьевич как один из лидеров «Единой России» входил в правительственную комиссию «Открытого правительства», и сегодня мы — единственный регион, который входит в нее. До конца года хотим запустить интернет-проект по обсуждению инициатив, связанных с работой власти. Люди должны видеть, что правительство планирует сделать в течение пяти лет, и если с чем-то не согласны — выносить свои предложения. Если идеи набирают в интернете определенное количество голосов, то могут рассматриваться дальше. Мы ищем способы активизировать позицию населения, привлечь к участию в жизни региона.

— Сегодня это называют краудсорсингом в госуправлении. Говорят, не особо у нас приживается?

— Краудсорсинг — это, казалось бы, простой инструмент использования народных экспертов в госуправлении. Технически условия для него мы создали еще в конце прошлого года, но столкнулись с тем, что госорганы оказались не готовы работать с населением с помощью этого ресурса. Хотели создать площадку для предложения новых идей, а получили место, где люди лишь выливают негатив. Более 100 тысяч голосов, например, получило в этом году предложение понизить зарплату чиновникам. К сожалению, подобные темы люди обсуждают охотнее, чем вопросы газификации или создание городских округов, что реально необходимо региону. В итоге проект стал превращаться в большую жалобную книгу вместо предложения конструктивных идей. Поэтому сейчас на уровне области мы решили создать отдельный единый ресурс для жалоб, где они будут распределяться по ответственным за решение вопроса министерствам и ведомствам. Это будет общественная приемная с обратной связью и сроком исполнения поручения.

— Сегодня жители области воспринимают как единую книгу жалоб и предложений электронный адрес АndreyVorobiev@mosreg. ru. Сколько писем в день губернатор переправляет вам?

— Андрей Юрьевич действительно получает много обращений. Причем лично просматривает все письма и распределяет по ведомствам. Мы получаем не больше двух-трех. В основном люди жалуются на возникшие проблемы со связью, работу интернет-провайдеров. Принимаем меры. Был случай, когда губернатору пожаловались, что пропал телесигнал. Выехали специалисты, а оказалось, человек сам что-то переключил. И такое бывает. Что касается госуслуг, сегодня у нас 57 тысяч записей в электронную очередь и всего четыре жалобы. Мне кажется, это тоже показатель, по которому можно оценивать нашу работу.

 

Экс-премьер РФ прокомментировал заявления французского президента о том, что США «могут предать Украину и Европу» 

Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Соединенным Штатам следует направить к берегам Франции пару «лучших в мире подлодок» после выпадов президента страны Эммануэля Макрона в адрес Вашингтона. Об этом в пятницу, 5 декабря заявил заместитель председателя Совбеза...

«Мы, безусловно, доведём это дело до достижения целей специальной военной операции», - заверил глава государства

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Россия достигнет всех целей специальной военной операции (СВО). Об этом, как сообщает ТАСС, заявил Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ, президент страны Владимир Путин. «Мы, безусловно, доведём это дело до логического завершения,...

Представители украинской армии признали факт отступления с позиций в районе пяти населенных пунктов; еще за три села, по их данным, идут ожесточенные бои 

Фото: © Tsitsagi Nikita, globallookpress.com

Российские военные прорвали оборону вооруженных сил Украины (ВСУ) в Запорожской области. Об этом во вторник, 11 ноября сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». «После освобождения Новоуспеновского российские...

Ранее Зеленский заявил западным журналистам, что Киев и Вашингтон по-прежнему расходятся во мнениях по территориальному вопросу 

Фото: © Tsitsagi Nikita, globallookpress.com

Украинские власти выразили готовность отказаться от территорий при условии, если Россия будет готова пойти на «взаимные уступки». Об этом в среду, 10 декабря сообщает со ссылкой на свои источники издание The Telegraph. «Украинские...

Цели спецоперации должны быть безусловно достигнуты, подчеркнул президент: народ России надеется на власть и армию, и ожидает нужных результатов СВО 

Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин назвал власти Украины преступной группировкой, которая удерживает власть «с целью личного обогащения». Соответствующее заявление глава государства сделал в четверг, 20 ноября, в ходе посещения командного...

Злоупотребления именно на такую сумму «шьют» бывшей главе европейской дипломатии Федерике Могерини

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Синьора Могерини даже побывала в руках Фемиды. Правда, они оказались недостаточно цепкими. Фото: Sebastian Christoph Gollnow/dpa, globallookpress.com

Оказывается, с коррупционерами борются не только в России. Бельгийская полиция 2 декабря среди бела дня вторглась в закрытую зону и задержала на рабочих местах трех крупных еврочиновников в рамках следствия...

Россия готова к мирным переговорам и решению проблем на Украине; при этом динамика СВО ведет к достижению целей военным путем, пояснил глава государства 

Фото: Kremlin Pool, globallookpress.com

Новый мирный план президента США Дональда Трампа может стать основой окончательного урегулирования конфликта на Украине. Об этом в пятницу, 21 ноября заявил президент России Владимир Путин, впервые прокомментировав американскую...

Президенты России и Казахстана не скупились на взаимные комплименты. Чего же в этом больше: дипломатической вежливости или отражения реальности?

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Государственный визит президента Казахстана в Россию на этой неделе прошел на демонстративно почетном уровне — с караулом из истребителей Су-35, гала-концертом в Большом театре и цветами флага республики...

Также политик отметил, что потеря Украиной Красноармейска может отсрочить усиление санкций против России 

Фото: © IMAGO / Aaron Schwartz / Pool, globallookpress.com

Глава правящего на Украине политического режима Владимир Зеленский заявил о готовности встречи с российским президентом Владимиром Путиным при определенном условии. Таковым, по словам политика, могло бы стать наличие результата...

Пресс-служба флота официально прокомментировала сообщения, разошедшиеся ранее в украинских СМИ и пабликах 

Кадр видео из Telegram-канала «Военкоры Русской Весны»

Ни один надводный корабль или подводная лодка Черноморского флота не повреждены в результате попытки Киева устроить диверсию на Новороссийской военно-морской базе. Об этом вечером понедельника, 15 декабря заявил начальник пресс-службы Черноморского...

«Есть некоторые незначительные детали, которые нужно уладить», - отметил американский чиновник

Фото: Hu Yousong/Синьхуа, globallookpress.com

Правящий на Украине политический режим согласился с планом президента США Дональда Трампа по урегулированию конфликта с Россией. Об этом сообщил американский телеканал CBS со ссылкой на чиновника из Вашингтона. «Есть некоторые незначительные...

Слухи о том, что мир на Украине вот-вот настанет, оказались сильно преувеличены

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Политики говорят, а солдаты воюют. Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Каждый день с утра начинается с обнадеживающих новостей: мирное соглашение по Украине вот-вот претворится в жизнь, но к вечеру новости мрачнеют: надежды оказались преувеличены, обе стороны конфликта не намерены...

После завершения боевых действий страна окажется в ситуации резкого падения доходов, отсутствия у людей работы и перспектив, констатировал экс-главком ВСУ 

Валерий Залужный. Фото: http://president.gov.ua

Украина после завершения вооруженного конфликта с Россией может столкнуться с гражданской войной. Об этом во вторник, 16 декабря заявил бывший главнокомандующий вооруженных сил Украины (ВСУ), а ныне – посол страны в Великобритании Валерий...

Глава США отправляет в РФ своего спецпосланника Стивена Уиткоффа и зятя Джареда Кушнера, чтобы те «сделали Путину прямое предложение», утверждают обозреватели 

Фото: © President of Russia Office, globallookpress.com

Соединенные Штаты готовы признать контроль РФ над Крымом и другими новыми регионами России ради заключения соглашения по прекращению украинского конфликта. Об этом в пятницу, 28 ноября сообщает британская газета The Telegraph. Авторы публикации...

Праздник Дня народного единства - повод задуматься о том, что нас объединяет, а что мешает быть вместе

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Страна отметила очередной День народного единства. Это не только официальный праздник, но и повод задуматься о том, что нас объединяет, а что мешает быть вместе, заодно, стоять плечом к плечу. Поговорим об этом...

Ежемесячно из украинской армии дезертируют около 40 тысяч военнослужащих, отметили аналитики 

Фото: © Oleksandr Klymenko, globallookpress.com

Украинские вооруженные силы за время боевых действий потеряли уже более 1,7 миллиона человек. Об этом в пятницу, 7 ноября сообщает американское издание Military Watch Magazine. По данным аналитиков журнала, ежемесячно ряды ВСУ покидают свыше...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?