Главная Культура 17:42 14 Января 2022 3828
Не надо разговоров, мадам и месье, пойте!

В новогодние дни даже Мариинка стала театром музкомедии

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Актриса Вера Свешникова в роли Элизы Дулиттл. Фото Марии Ковалевой, Театр Музкомедии

Раздевать на сцене актеров ради некой «голой правды», оказывается совсем не обязательно, чтобы привлечь в театр зрителей. Равно как и переодевать в красноармейский бушлат Раскольникова, а героев Шекспира представлять отморозками с «калашом» в руках под модным ныне предлогом «современного прочтения классики». Редкий российский театр не поддался этой сомнительной моде. Но исключения, по счастью, ещё случаются. В чем убедилась корреспондент «Труда», побывав на спектаклях Северной столицы.

Премьера «Моей прекрасной леди» в Театре музыкальной комедии состоялась аккурат к новогодним праздникам. Хотя, казалось бы, тематически мюзикл никак с ними не связан. К тому же изрядно «заезжен»: скан этого произведения американца Фредерика Лоу, положившего на музыку знаменитого «Пигмалиона» англичанина Бернарда Шоу, обошел не по одному разу все сколько-нибудь заметные сцены мира. К слову, сам Шоу при жизни запрещал музыкальным коллективам ставить это свое творение, уверенный, что испортят.

В Музкомедии за дело взялся приглашенный специально на эту постановку режиссер Григорий Дитятковский. Опыт работы с «Пигмалионом» у него уже был, правда, в драматическом театре. Приступая нынче к постановке, он сразу дал понять, что ставить будет не мюзикл, к каковому мы привыкли у композитора Фредерика Лоу и либреттиста Алана Лернера, а «музыкальный спектакль, в котором важно удержать баланс между текстом, его воздействием на зрителя и музыкальной стихией».

Решение задачи подсказала сценография (художник-постановщик Владимир Фирер): играем «театр в театре». На сцене – надстроенная рампа в духе старых бродвейских подмостков, суфлерская будка, исполняющая при необходимости также роль очага, и даже нечто вроде театра теней. Но одно дело подсказать, другое – разрешить главную проблему. А она в «Прекрасной леди» в пространных монологах героев. Для Шоу именно в них «вся соль» произведения. Но известно: что хорошо на бумаге, не всегда оправдывает себя на сцене. Как говорил по поводу данного мюзикла известный канадский режиссер Роберт Карсен, «одни разговоры и немного пения». Он ставил его в начале 2010-х в Мариинском театре, где, к слову, прежде и слышать не хотели о «легком» опереточном жанре: не для академической, мол, сцены!

Для артистов же Музкамедии он, можно сказать, родной. И соблюсти «баланс между текстом и музыкой» им в принципе удалось. Отдельные «зависания» с пространными речами – такими как, например, рассуждения профессора филологии Хиггинса о строении органов речи у человека, а то и вкрапления «Глоссолалии» Андрея Белого (в качестве примера ритмизованной прозы) – хоть несколько выпадают из привычного ритма музыкального действа, но не портят общего впечатления. Комплимент – в том числе оркестру под руководством Андрея Алексеева.

Несомненной удачей режиссера стал выбор исполнительницы на главную роль Элизы Дулиттл. Молодая актриса Вера Свешникова во всех смыслах пленительна: красивый голос, пластичность, артистичность. Хороши и «слуги просцениума» – артисты хора и балета (хореограф – Надежда Калинина).

Текстовая часть мюзиклов и оперетт – серьезная проблема как для их постановщиков, так и для исполнителей. Редко какой труппе удается с ней справиться. Вечная дилемма: всё с собой не взять, но и бросить жалко. Так случилось и в Мариинке, о которой мы теперь поговорим в связи уже не с давней, а совсем свежей постановкой – «Летучей мышью».

Сцена из спектакля «Летучая мышь». Фото Наташи Разиной, Мариинский театр

В ведущих оперных театрах мира сложилась традиция – припасать эту самую, наверное, знаменитую оперетту мира к новогодним праздникам. А Валерий Гергиев выбрал «Мышь», говорят, еще и с тем, чтобы разрядить тревожную пандемическую обстановку и напомнить: сей зверь принес в наш мир не только опасный коронавирус, но и изумительную музыку «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына.

На этот раз ставил оперетту на оперной сцене российский режиссер Алексей Степанюк. На его счету ни много ни мало – полтора десятка спектаклей в Мариинке! В отличие от другого любимца Гергиева Василия Бархатова, специалиста по «многоярусным» представлениям с «наворотами», Степанюк конкретен и в меру лаконичен. Взяв за основу более остроумный и вместе с тем мелодраматичный текст «Летучей мыши» советских авторов Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, заметно отличающийся от оригинального либретто Хафнера и Жене, он не стал додумывать реплик и сцен. Равно как и заставлять героев исполнять стриптиз, а бал у князя Орловского (едва ли не лучшее, что есть в этом произведении) превращать в оргию, как тот же В. Бархатов 13 лет назад в Большом театре. От чего его спектакль, безусловно, только выиграл, оставляя зрителей, по сути, наедине с музыкой. И, конечно, с исполнителями – Антониной Весениной (Адель), Сергеем Семишкуром (Генрих фон Айзенштейн), Натальей Павловой (Розалинда), Денисом Закировым (Альфред). Артистов же ансамбля Академии молодых оперных певцов, зажигавших на балу Орловского, публика вообще не хотела отпускать, хоть на «бис» повторяй давно ставшие шлягерами мотивы.

Ещё бы разговоров поменьше – уж больно многословны герои! Штраус – не Лоу (при всем уважении к последнему): его мелодическая щедрость в долгих словесных комментариях не нуждается. Особенно в наш век бешеных скоростей...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22852
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5657
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5463
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5342
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?