Впрочем, до театра нужно было еще добраться, так как за час до начала оперы в радиусе трех километров от него было перекрыто движение не только частного, но и общественного транспорта, а трамваи следовали мимо без остановки...
Столь беспрецедентные меры безопасности были приняты потому, что премьеру "Войны и мира" решили посетить и.о. президента России Владимир Путин и - по его личному приглашению - премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Их интерес к постановке не остался без внимания. В какой-то момент не удержался от замечания даже режиссер-постановщик Андрей Кончаловский : "Мне хочется верить, что всех волнует сам будущий спектакль, а не то, что смотреть-оценивать его приедут столь высокопоставленные люди, как Владимир Путин и Энтони Блэр".
Большинство на премьере составляла элитная питерская публика - руководители местных предприятий и крупнейших фирм, выкупившие места в партере стоимостью 3 тысячи рублей. Не усидели дома и знатные москвичи - глава Газпрома Рем Вяхирев, руководитель РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, министр культуры Михаил Швыдкой, глава Фонда культуры, кинорежиссер и "по совместительству" младший брат Кончаловского Никита Михалков.
Рядовые зрители разместились преимущественно на галерке, где цена билетов не превышала "каких-то" 500 рублей. Вообще стоимость мест оказалась на порядок выше обычной премьерной в Мариинке. Что объясняется дороговизной самого спектакля, в постановке которого театру помогали нью-йоркский "Метрополитен-опера" и лондонский "Ковент-гарден". Художественный руководитель и главный дирижер Мариинского Валерий Гергиев, пригласив на спектакль свою молодую жену, тоже покупал ей билет. "Постановка коммерческая, ни для кого никаких поблажек", - так прокомментировал он свое решение.
На спектакль В.Путин и Т.Блэр с супругами прибыли из Эрмитажа, где провели, гуляя по залам и беседуя, более часа. Все в театре гадали: пройдут ли они в Царскую ложу или директорскую, у самой сцены, где любил сиживать, слушая музыку, император Николай II? В директорской в итоге обосновался губернатор северной столицы Владимир Яковлев, а и.о. президента и английский премьер заняли места в Царской. Партер приветствовал гостей вставанием и аплодисментами. Накануне спектакля ходили слухи, что эту ложу отделят от зала пуленепробиваемым стеклом - в целях безопасности особо важных персон. Обошлось, однако, без экстренных мер.
"Война и мир" - первая премьера Мариинки в нынешнем сезоне. Работа над постановкой продолжалась менее двух месяцев - рекорд для наших оперных театров!
- Я давно хотел поработать с Валерием Гергиевым, - сказал накануне премьеры Андрей Кончаловский. - Мечтал поставить "Огненного ангела". Но эту оперу Прокофьева успели выпустить в Мариинском восемь лет назад. В нынешней же работе вся сложность для меня состояла, во-первых, в том, чтобы уложиться в короткие сроки - в России не привыкли еще работать, как на Западе, четко и быстро. Во-вторых, чтобы понять одновременно Толстого, исказившего в своем романе историю, Прокофьева, исказившего Толстого, и Гергиева, исказившего и того, и другого...
Оставим на совести режиссера ироническую интонацию (кстати, если следовать его "схеме", то в "исказители" можно записать и его самого). А вот два, что называется, незаангажированных мнения.
Даниил Гранин, писатель: "Впечатления? Неоднозначные. Режиссерская мысль мне пока непонятна. С каким-то шутовским все получилось уклоном... Что-то, похоже, постановщик не успел продумать".
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: "Первое впечатление всегда поверхностно. Одно могу сказать: американцам спектакль понравится. Сделан в их духе".
Самого Кончаловского в зале видно не было. Поговаривали, руководит артистами за кулисами. Кстати, работа над спектаклем продолжалась и в самый день премьеры. С полудня до шести вечера не уходили со сцены певцы, хор, массовка. Чтобы в семь вновь выйти на нее.
Задумывался спектакль изначально "в двух сериях", то есть идти должен был два вечера подряд. Но в итоге "уложился" в четыре часа. Купюры сделаны постановщиком в соответствии с указаниями самого Прокофьева, оставленными в клавире. "Секвестированию" подверглись главным образом сцены с участием хора, что, конечно, ослабило эпическое звучание "Войны и мира".
Завершился вечер в опере банкетом на несколько сот персон. Богема гуляла до утра.