10 мая 1906 года в Российской империи начала работать I Государственная дума. Это стало ответом на революционные выступления, начавшиеся в 1905 году. Прошло 110 лет. Каким стал наш современный парламентаризм?
Леонид Ивашов, президент Международного центра геополитического анализа
— В начале XX века парламент не справился с ситуацией. Крестьяне были ограничены в избирательных правах, а это основная масса населения. Сегодня Дума мало на что способна. Нет модели экономики, взгляда в будущее, которые можно заключить во внятные законы. Вместо этого хаос, странные нормативные акты. Парламент должен в большей мере думать о людях, о завтрашнем дне. И Дума, и другие ветви государства не используют интеллектуальный потенциал ученых, экспертов. Сколько семинаров, круглых столов проходит на обочине властных институтов, сколько интересных концепций — и все уходит в пустоту.
Владимир Соловьев, тележурналист
— Состояние парламентаризма скоро оценят избиратели. А я бы хотел, чтобы в Думе были настоящие патриоты, но с разными политическими взглядами. Английский критик и поэт эпохи Просвещения Сэмюэль Джонсон известен не только вырванным из контекста: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Он же писал: «Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия. Патриотом же является тот, чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране».
Алексей Макаркин, политолог
— Самой эффективной у нас стала Дума III созыва. У власти было большинство, но ей приходилось договариваться с оппонентами. Та Дума принимала реально выполнимые законы. Это и закон о судах присяжных на территории России, и разрешение на свободный оборот земель. Парламенту надо быть самостоятельным, подвергать тщательной экспертизе любые законы. Мы вернулись к смешанной избирательной системе. Одномандатники должны учитывать интересы не только партии, но и избирателя.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Наш парламентаризм бутафорский. Он используется для создания благопристойного фасада государства и обеспечения ряда процедур. Полагаю, большая часть россиян спокойно отнеслась бы к упразднению Думы в ее нынешнем виде. Исчезновение депутатов заметит разве что правительство: думские комитеты помогают ему дорабатывать законы. Хотя с этим быстрее справился бы какой-то отдел в администрации президента. Строго говоря, парламентом российская Дума и не является, ибо не обладает властью, не контролирует бюджет, не формирует правительство.