У этого статусного смотра – самая влиятельная поддержка: один из его учредителей – администрация президента РФ. И на прошлые смотры удавалось приглашать действительно звездные оркестры под управлением великих дирижеров – такие как петербургский Заслуженный коллектив (Юрий Темирканов), Национальный оркестр Франции (Риккардо Мути), Оркестр Тосканини (Лорин Маазель)… Был случай, когда на один из концертов Первого фестиваля пожаловал сам президент Путин.
С тех пор мероприятие слегка вошло в привычку, и руководители государства ограничивались присылкой приветственных телеграмм. Однако – отдадим дань главному организатору, Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России – уровень самих коллективов оставался достаточно высоким. Например, в этом году к нам пожаловал симфонический оркестр Западногерманского радио из Кельна – один из самых чтимых в Европе. Притом руководимый последние 12 лет россиянином Семеном Бычковым. И если на Западе этот воспитанник ленинградской дирижерской школы известен прежде всего исполнением русской музыки, то Москву он решил удивить немецким репертуаром. В общем, ему это удалось: исполнение 2-й симфонии Шумана, а особенно «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса захватило мощной красочностью, поистине панорамным охватом этой сложной партитуры, в пестроте эпизодов которой так безнадежно запутываются иные дирижеры.
Вообще праздник получился как бы с петербургским акцентом. Оно понятно: из двух главных российских дирижерских школ питерская в последние десятилетия решительно преобладает над московской – по крайней мере по количеству воспитанников. Вот и прославленный Национальный оркестр Капитолия Тулузы, 35 лет руководимый легендарным Мишелем Плассоном, теперь приехал во главе с молодым шефом – петербуржцем Туганом Сохиевым, занимающим этот пост последние три года. Однако пока 32-летнему дирижеру, мягко скажем, не удалось затмить славу предшественника. И если в одной из двух программ оркестра, «французской» (Фантастическая симфония Берлиоза «Послеполуденный отдых фавна» и «Море» Дебюсси), можно было узнать привычный почерк оркестра – яркость тембров, пространственность звучания, то «русская» вышла у Сохиева скучно-приземленной – а ведь звучали такие броские вещи как «Пульчинелла» Стравинского и особенно «Симфонические танцы» Рахманинова.
Отчасти питерским получился и завершающий концерт Российского национального оркестра, поскольку во втором отделении за пульт встал еще один молодой маэстро из северной столицы – Михаил Татарников. Ему выпало дирижировать легендарной партитурой Скрябина «Прометей». Но и тут, пожалуй, дирижеру не удалось дотянуть до поистине космического масштаба знаменитой симфонической поэмы, сочиненной ровно 100 лет назад и во многом определившей облик музыки ХХ века. Особенно странным показалось световое оформление, осуществленное неким Константином Самойленко (чью фамилию на брифинге перед концертом дирижер никак не мог вспомнить – показательный штрих). Известно, что «Прометей» – первое в мире светомузыкальное произведение, где композитором-новатором прописана партия света: отдельным нотам соответствуют те или иные тона. Однако Скрябин не оставил более точных указаний – что именно должно светиться: экран, стены зала, а возможно, сам воздух. И вот уже целое столетие энтузиасты пытаются разгадать его замысел, были и достаточно интересные прочтения – например, в знаменитом казанском КБ «Прометей». Однако, похоже, ничего этого г-н Самойленко не принял во внимание, а просто на свой вкус, в духе сельских дискотек, безыскусно подсветил задник Колонного зала Дома союзов, где традиционно проходит фестиваль, – вне ощутимой связи с музыкой, с ее гармонической, мелодической логикой.
Особенно же досадно, что и под управлением самого Михаила Плетнева (1-я симфония Скрябина) РНО сыграл не намного более вдохновенно. Спору нет, Михаил Васильевич дирижировал в высшей степени тщательно – так, как он играет, допустим, своего любимого Танеева. Но Скрябин – не Танеев, здесь нужно что-то большее, чем аккуратность, нужны окрыленность, энтузиазм…
Впрочем, довольно критического брюзжания. Поставим в плюс организаторам приглашение Будапештского фестивального оркестра (основатель и бессменный дирижер – Иван Фишер), стабильно входящего в рейтинг лучших десяти оркестров мира; программу Омского академического симфонического (Дмитрий Васильев), достойно представившего российскую провинцию.
И пожелаем, чтобы, несмотря на кризисные времена, фестиваль симфонических оркестров мира успешно добрался до своего первого юбилея – пятилетия, которое случится в будущем году.