На Уралвагонзаводе работают около 34 тысяч человек. Предприятие занимается выпуском вагонов, танков и тракторов. Завод находится в Нижнем Тагиле (Свердловская область) и является градообразующим предприятием. Из-за финансовых трудностей с 5 февраля остановлен главный конвейер, с которого сходили железнодорожные вагоны и цистерны.
Инженер Марина рассказывает, что некоторые цеха сейчас находятся в отпусках целиком. "В нашем отделе в отпуск отправили половину сотрудников, то есть 50 человек", - добавляет Марина. Люди, которые находятся в вынужденном отпуске, получают 2/3 оклада. Для большинства работников это 5-7 тысяч рублей. Премий рядовым сотрудникам не платят.
Проблемы стали возникать еще осенью, с приходом кризиса. "В ноябре нам сократили зарплату на 10%", - рассказывает инженер Уралвагонзавода Андрей. "Наш отдел поделили пополам. Половину уже отправили в отпуск на восемь дней, а когда они вернутся, то отправят вторую половину", - говорит работник завода Дмитрий. Его радует одно: об увольнениях пока не слышно. "Мы очень надеемся, что это пик кризиса и скоро все пойдет на поправку", - добавляет он.
Однако в реальности будущее завода сейчас слишком сильно зависит от наличия заказов и своевременности их оплаты.
Неудачный договор
"Заказов на вагоностроение, доходы от которого составляют 70% оборота компании (остальное - танки и тракторы), у нас нет", - объясняет "Труду" начальник управления информации и связей с общественностью Уралвагонзавода Борис Минеев.
У заказчиков завода (крупнейшие из них - Российские железные дороги и Первая транспортная компания) нет денег на покупку новых вагонов, потому из-за падения перевозок они несут серьезные убытки. В правительстве РФ железнодорожникам обещали 50 млрд. рублей на развитие инвестиционной программы, но пока компании эти деньги не получили.
Уралвагонзавод - одно из 295 системообразующих предприятий, которым будет оказана господдержка. Однако кредитов на льготных условиях и дополнительных средств завод еще не получал.
Финансовое состояние предприятия подорвал неудачный контракт. В прошлом году завод заключил с Первой транспортной компанией договор на выпуск 4 тысяч полувагонов и 2 тысяч цистерн. По условиям контракта, гарантом которого выступило государство, Уралвагонзавод обязался поставлять вагоны по ценам ниже рыночных. Так, стоимость одного полувагона была установлена на уровне 2005 года (1,2 млн. рублей), это на 26% меньше, чем цена в 2008 году. Взамен государство гарантировало, что Уралвагонзавод будет получать металл и комплектующие по ценам ниже обычных. Но комплектовщики и металлурги до 1 февраля снижали цену в среднем лишь на 13% (а не на 26%, как это сделал Уралвагонзавод), а с февраля партнеры еще и подняли цены: чугун подорожал в 1,5 раза, а мазут - в 2,5 раза.
"Сейчас предприятие работает себе в убыток. К примеру, убыток от производства одного полувагона составляет 302 тысячи рублей. И это без учета работы сотрудников, - с грустью констатирует Борис Минеев. - Хотя в этом году РЖД планирует заказать 208 вагонов нового поколения по рыночным ценам, но этот заказ нам погоды не делает".
Он также заявляет, что если до марта ситуация не улучшится, то компании придется вновь отправлять сотрудников в отпуск. О высокой вероятности продолжения вынужденного отпуска говорит и тот факт, что на складах завода сейчас находятся 1300 полувагонов для Первой грузовой компании. То есть предприятие сделало такой запас, что рабочие могут посидеть дома еще некоторое время.
С работы не выгоняют
Из всех методов экономии на персонале на заводе предпочли оплачиваемый отпуск. Сокращать штат пока не планируют. "Кризис когда-нибудь кончится, и если мы уволим людей, то потом некому будет работать", - уверен Борис Минеев. Он вспоминает, что в середине 90-х с предприятия уволили около половины работников (всего штат составлял 40 тысяч), а потом было сложно найти и подготовить новые кадры. Поэтому сейчас компания пытается всеми возможными способами наладить производство. Даже топ-менеджеры Уралвагонзавода получают зарплату за четырехдневную рабочую неделю, хотя сами трудятся на предприятии пять дней.
Однако далеко не все готовы сидеть дома и получать 2/3 оклада. Некоторые задумываются о смене места. "Но найти работу по специальности в нашем городе сейчас невозможно", - констатирует инженер-конструктор Светлана. Она признается, что стала искать подходящую вакансию еще в ноябре, после того как ей урезали зарплату (до этого Светлана получала 15 тысяч рублей в месяц). Сейчас она в отпуске и с еще большим энтузиазмом ищет работу. Менять область деятельности Светлана не хочет ни при каких условиях, переезжать в другой город тоже не собирается: обещаниям государства поддержать тех, кто в поисках работы меняет место жительства, она не верит.
Тем более что трудоустроиться на профильном предприятии в другом городе будет сложно: прочие вагоностроительные заводы (Тверской, Торжский и Усть-Катавский) перешли на трех- или четырехдневный график работы.
Факты
34 000
человек работает на Уралвагонзаводе
11 670
человек отправлены в вынужденный отпуск с выплатой 2/3 оклада
11 000
рублей получает инженер с минимальным опытом работы на заводе
10%
на столько была уменьшена зарплата сотрудникам в ноябре прошлого года
Источник: Уралвагонзавод, собственные данные
