Главная Культура 00:30 17 Апреля 2013 160
Алексей Учитель рассказал, когда бросит кино

Свой будущий фильм «Восьмерка» режиссер Алексей Учитель снимает для зрителя, который умеет сопереживать

Виктория Пешкова

Студия «Рок» Алексея Учителя отмечает 20-летие. Отчего автор знаменитых художественных лент «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Край» сохраняет верность и документальному кино? Как удается, снимая заведомо некассовые фильмы, завоевывать не только престижные фестивальные призы, но и зрительскую любовь? Писатель Захар Прилепин секрет Учителя сформулировал так: несмотря на всю питерскую интеллигентность, в нем скрыт бронепоезд или танк, который едет, подминая под себя все что угодно. Таков ли на самом деле прославленный постановщик?

— Алексей Ефимович, для обычного зрителя авторское кино — это нечто заумное: лучше обойти стороной, чтобы не почувствовать себя круглым дураком.

— На мой взгляд, это самая сложная грань кинематографа — снимать для широкого зрителя так, чтобы все было очень высокого художественного качества и при этом понятно не только авторам, но еще и другим людям. Мы пытаемся это делать, и иногда небезуспешно.

— Все чаще приходится слышать, что режиссерское кино умерло и наступила эра продюсеров, держащих режиссеров за горло мертвой хваткой. Все так плохо?

— Нет, дело в том, что у нас неправильно понимают роль продюсера. Когда он, как это происходит в том же злополучном американском кино, сам придумывает проект, заказывает сценарий и приглашает режиссера, зная, что в итоге хочет получить, он — соавтор произведения и, значит, имеет право диктовать условия и сценаристу, и режиссеру. У нас чаще идею придумывает режиссер, заказывает под нее сценарий, а потом приходит со своим проектом к продюсеру. А тот, имея два миллиона вместо необходимых пяти, вынуждает режиссера корежить изначальный замысел. Это продюсерство примитивное. Нет денег — не берись за проект. Отсутствие средств не есть основание для вмешательства в творческий процесс. Но у нас разумных продюсеров первого эшелона крайне мало. Единицы. Чтобы стать продюсером в истинном значении этого слова, одного умения считать деньги недостаточно. Хорошо бы еще и талант в придачу. За примерами далеко ходить не надо — тот же Сергей Сельянов. Совмещение продюсерской и режиссерской ипостасей в одном лице может давать хорошие результаты.

— В этом году выйдет на экраны ваш новый фильм — «Восьмерка» по повести Захара Прилепина, где вы доверили главные роли никому не известным актерам.

— Если бы в картине были заняты известные актеры, мне кажется, доверия к происходящему на экране у зрителя было бы меньше. Я и хотел, чтобы возник эффект лиц из толпы. Зато на втором плане публика увидит несколько лиц очень известных, в том числе самого Захара. Но хочу заметить: даже в Голливуде ставка на звезд не гарантирует, что фильм не провалится. Хотя традиция подводить в конце года итоги — какая звезда принесла своим нанимателям наибольший доход — существует там не первый год. У нас даже потрясающие, любимые мною актеры Женя Миронов или Володя Машков (я могу и многих других назвать) кассу кардинально не меняют: дают 10-15% дополнительных сборов. Нашему зрителю по-прежнему нужно, чтобы история его лично цепляла и чтобы он верил в то, что видит на экране.

— Как наши бабушки и дедушки верили, что Чапаев тонет у них на глазах?

— Ну, не так буквально, конечно, но без сопереживания наш зритель кино смотреть не может. Во всяком случае отечественное кино. И любимые публикой актеры иногда дают обратный эффект: их не отождествляют с героями.

— Тогда почему в кино так востребованы сериальные звезды?

— Людям хочется видеть тех, к кому они привыкли на телеэкране. Но, повторяю, никакой гарантии кассового успеха это не дает.

— Когда-то в кино ходили и стар и млад, киноустановка была в каждом сельском клубе. Нынешняя система проката заточена под продвинутый молодняк крупных городов, которому каждый уик-энд можно скармливать очередной блокбастер. Другой зритель ей не интересен. — Еще лет 30-40 лет назад кино было для многих источником самых ярких впечатлений. Конкурентов у него практически не было, особенно для жителей небольших населенных пунктов, причем независимо от их возраста. Из советской системы проката кое-что было бы неплохо перенести в сегодняшний день, чтобы некассовый зритель не оставался за бортом. Сегодня в кино ходят в основном те, кому от 13 до 25. Правда, в последнее время потянулись и люди постарше — от 30 до 40. Возможно, это как-то повлияет на вкусовые тенденции. Кино сегодня воспринимается скорее как аттракцион, а не как пища для ума и сердца. Тем не менее параллельно должна существовать система проката авторского, фестивального, артхаусного — называйте как хотите — кино. У него есть свой зритель. Такие фильмы должны идти долго в небольших залах: три-четыре кинотеатра в Москве, два — в Петербурге, по одному в других крупных городах. В Москве, к примеру, есть кинотеатр «Пионер». Но пока альтернативный прокат пребывает в зачаточном состоянии.

— И неформатному зрителю остаются только фестивали, такие как «Послание к человеку», который вы возглавляете?

— В этом году судьба фестиваля, который был визитной карточкой питерского кинофорума и по программе, и по масштабам, висит на волоске. Я отказался включать его в рамки кинофорума, потому что проведение нескольких фестивалей в одни и те же сроки — идея бредовая: ни зрители, ни критики не успевают посмотреть все, что им интересно. Когда я открыто сказал об этом властям города, они захотели нас проучить, и фестивальная комиссия комитета по культуре Санкт-Петербурга решила вообще не выделять нам средств.

— Деньги решают все?

— Многое. Можно снять хорошее кино на скромные средства, но если нет денег на его раскрутку, о его существовании никто никогда не узнает. Допускаю, государство все достойные реализации замыслы профинансировать не может, но почему оно в таком случае не предоставляет льготы людям и организациям, которые хотят вкладывать деньги в кино? Достаточно принять давным-давно лежащий в Думе закон о меценатстве, и будет все в порядке.

— Но пока кинематографисты могут уповать только на государство.

— В последние годы оно активно занялось кинематографом. Рычаг у него в руках огромный, но как он используется? Государство должно поддерживать студии не по количественному, а по качественному принципу. Экранизация анекдотов, пусть и имеющих какой-то зрительский успех, — это еще не кино.

— А что может вас заставить уйти из кино?

— Если я в своем новом фильме увижу цитату из моей прежней картины. Тогда как режиссер точно брошу кинематограф.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3557
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3480
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3261
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?