Главная Культура 00:14 17 Ноября 2017 6020
Джигарханиана,

… или Отчего же не блещут десятки театров, носящих громкие имена

Виктория Пешкова

Семейный скандал Армена Джигарханяна навяз в зубах — каждый вечер в телевизоре делят квартиры, банковские счета и... театр, получавший, между прочим, госсубсидии. Другой маэстро под домашним арестом: есть вопросы по поводу «освоения бюджетных средств»... И такая дребедень каждый день. Как случилось, что руководители государственных театров стали этакими Карабасами Барабасами — со всеми вытекающими последствиями? Попробуем разобраться.

«Дело «Седьмой студии» вывело на свет божий проблему, о которой в театральном мире особо распространяться не принято. Речь о противостоянии художественного руководителя и директора, которое, к сожалению, в той или иной степени, имеет место почти в каждом театре. К чему сводится главный аргумент защитников Кирилла Серебренникова? Он-де — честнейший человек, круглые сутки занят творчеством, у него на руках всегда сразу несколько замечательных проектов и ему просто не хватает ни сил, ни времени вникать во все финансовые тонкости обеспечения своего творческого процесса. Его подставили нечистые на руку административные работники, злоупотребив его доверием.

Глубину и степень злоупотребления, будем надеться, установят компетентные органы. Но логика в линии защиты режиссера, безусловно, есть. Управление художественным процессом и управление хозяйственно-экономической деятельностью — процессы разные, требующие разных профессиональных и личностных качеств; мало найдется людей, в равной мере наделенных теми и другими задатками и еще меньше тех, кому удается счастливо их реализовывать. Залог успеха для театра в слаженном, «сыгранном» тандеме худрука и директора.

И острота проблемы не измеряется нарушениями, инкриминируемыми одному отдельно взятому «Гоголь-центру».

В ситуации с театром Армена Джигарханяна ключевой вопрос не в том, кто кого разлюбил или предал. Все гораздо прозаичней: почему директором государственного театра стал человек, не имеющий ни профильного образования, ни должного практического опыта? Виталина Цымбалюк-Романовская имеет диплом исполнительского факультета Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского. По некоторым данным, уже после переселения в Москву она обучалась в государственной классической академии Маймонида (официальное название ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»). Достоверной информации о том, завершила ли г-жа Цымбалюк-Романовская учебу в этом вузе, нам обнаружить не удалось. Но даже если и эта корочка у нее на руках имеется, сделать из пианистки театрального менеджера там не могли ни при каких обстоятельствах: академия просто не располагает такой специальностью.

Ни одна уважающая себя организация человека без соответствующего образования даже бухгалтером не возьмет. А тут на должность директора ставят заведующую музыкальной частью. Головокружительная карьера для барышни, которую расчувствовавшийся худрук в свое время пригласил песни с актерами порепетировать. Чем руководствовался департамент культуры, заключая контракт с таким специалистом?

Попутно можно задаться и совершенно невинным вопросом: насколько необходим драматическому театру, ставящему музыкальные спектакли лишь от случая к случаю, ежемесячно получающий зарплату завмуз? Впрочем, ответ на него попыталась было дать сама г-жа Цымбалюк, всерьез задавшись целью превратить драматический театр, возглавляемый супругом, в музыкальный. И окажись у Армена Борисовича характер попокладистей, дело могло бы и выгореть.

Но это все, разумеется, цветочки. Ягодка выглядит гораздо более интригующей.

По данным из открытых источников, в ходе финансовой проверки обнаружена недостача в 80 млн.рублей. Все можно было бы объяснить профессиональной некомпетентностью новоявленного директора (Цымбалюк занимала эту должность чуть более двух лет, с весны 2015 года). Но у следственных органов уже появилась версия о том, что средства не просто похищены, но выведены в оффшор (ну, а куда ж еще государственные средства выводить, как не за пределы этого государства?!). Подобная афера требует и достаточно высокого уровня финансовой осведомленности, и наличия связей в определенных кругах. Внимание, вопрос: мог ли самостоятельно задумать и осуществить ее человек, на первый взгляд не располагающий не тем, ни другим? А если не мог, то кто стоит за фигурой экс-директора театра под руководством Армена Джигарханяна? Ответы должно дать следствие. Остается надеяться, что они будут четкими, ясными и аргументированными. И послужат для чиновников, в ведении которых находится директорский корпус московских театров, информацией не только для размышления.

Частая смена директоров — серьезная проблема для многих театров. В том же театре Джигарханяна их сменилось более десятка. Но вот что интересно: у предшественника г-жи Цымбалюк-Романовской была обнаружена недостача, его уволили, но... оргвыводов не последовало. Почему человек, нанесший ущерб государству, не был привлечен к ответственности? И случай этот далеко не единичен.

Аналогичная ситуация с завидным постоянством повторялась, к примеру, в московском театре «Модернъ», художественным руководителем которого до недавнего времени была Светлана Врагова. При обнаружении нарушений финансовой дисциплины очередного директора увольняли опять-таки без каких бы то ни было оргвыводов со стороны правоохранительных органов. В итоге Врагова стала совмещать обязанности худрука и директора, но сил на творчество, по всей видимости, уже не осталось и ей предложили покинуть созданный ею театр по причине долгого отсутствия заметных художественных достижений.

Это и есть оборотная сторона рассматриваемой медали. Нередко директору, даже если он кристально честен и беззаветно предан делу русского театра, просто нечего обеспечивать, поскольку творческий потенциал худрука не соответствует масштабам руководимого учреждения культуры. Тот же театр Армена Джигараняна за два десятка лет не отметился ни одной яркой премьерой, о которой говорила бы «вся Москва». Армен Борисович — редкого дарования актер, но для руководства театром необходимы таланты иного рода.

И таких «именных» театров без собственного лица, о которых знают разве что жители близлежащих домов да «группа поддержки» человека, фамилия которого значится в названии, не так уж мало. Предыдущий мэр любил широким жестом осчастливить особо милых его сердцу деятелей искусств, оделяя помещениями и бюджетами от государственных щедрот. И нередко осчастливленный воспринимал театр под руководством себя любимого как свою вотчину, на которую ему выдан персональный ярлык на княжение.

Руководящая театром фольклора «Русская песня» Надежда Бабкина немало сил отдает весьма популярному «Модному приговору» на Первом канале, и похоже, что возглавляемый ею коллектив держится в основном на телепопулярности артистки: очередей у касс и мольбы о лишнем билетике здесь никто никогда не наблюдал. А попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы слышали о яркой премьере в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Или на площадке не менее знаменитого Александра Градского. Или в Детском музыкальном театре Геннадия Чихачева. Ну а про Театр русской драмы Михаила Щепенко, боюсь, большинство просто никогда не слыхало.

Впрочем, и с театрами, у которых есть все основания гордиться именами основателей, порой происходят странные метаморфозы. Давно ли «Сатирикон», носящий имя Аркадия Райкина, театралы буквально брали приступом? Но в последнее время театр больше известен взаимными претензиями министра культуры Владимира Мединского и худрука Константина Райкина, чем событийными спектаклями. В чем там дело — в том ли, что финансы театра действительно уходили «не туда», следы чего с фанатичным упорством ищет минкульт, или Константин Аркадьевич просто устал от затянувшихся проблем с реконструкцией здания, которую, кстати, производит фирма, по некоторым данным, учрежденная в том числе и им?

Разумеется, в жизни любого живого театра бывают взлеты и падения. Но как быть с театрами, которые годами пребывают в состоянии летаргического сна, однако при этом исправно получают свою долю бюджетного пирога, «выпекаемого» из средств налогоплательщиков, то есть наших с вами, уважаемые зрители. Так чьи карманы мы с вами наполняем, если не нами заполнены ложи этих театров?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12636
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7914
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7652
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6927
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6683
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?