Главная Жизнь 00:16 18 Марта 2014 1894
Санкции против РФ могут или поднять, или совсем приземлить гражданскую авиацию

На волне экономических санкций наша гражданская авиация может или подняться, или окончательно «приземлиться»

Анатолий Журин

В Госдуме первое чтение прошел скандальный закон о допуске иностранных пилотов за штурвалы самолетов российских авиакомпаний. Это решение продвигали крупные российские авиаперевозчики, ссылаясь на кадровый дефицит. Сейчас в России свыше 14 тысяч пилотов, но средний возраст — около 50 лет, и многим скоро потребуется замена. Самый простой способ — нанять гастарбайтеров, как это делают коммунальные службы и торговые сети. Сложнее и дороже — увеличить выпуск пилотов на базе оставшихся шести училищ гражданской авиации, заниматься переобучением военных летчиков и реанимировать собственное авиастроение. Но только второй путь позволяет стране сохраниться в качестве авиационной державы.

Вопрос выбора стратегии развития отрасли приобретает особую остроту на фоне экономических санкций, которыми сегодня грозят США и ЕС. Доля иностранных воздушных судов в коммерческом парке достигла 65%. Василий Шапкин, гендиректор ГосНИИ ГА, привел ошеломляющие цифры: в 2013 году на иностранных самолетах российские авиакомпании выполнили 95% пассажиро-оборота и 88% — грузооборота. Причем последняя новинка отечественного авиа-прома — Sukhoi Superjet может считаться российской с большой натяжкой, поскольку львиная доля авионики и комплектующих — иностранного производства.

Не случайно идея привлечения зарубежных пилотов вызвала в нижней палате ожесточенные споры, и в итоге голоса разделились: за проголосовал 241 депутат, против — 176. Среди последовательных критиков законопроекта — член комитета по труду, социальной политике, координатор постоянной межфракционной рабочей депутатской группы по связи с профсоюзным движением Михаил Тарасенко. С ним встретился корреспондент «Труда».

— Михаил Васильевич, а почему вы голосовали против?

— Я счел необходимым поддержать позицию профсоюзов, считающих ошибкой привлечение иностранцев. Причем это позиция не только Шереметьевского профсоюза пилотов, где вопрос стоит особенно остро, но и Общероссийского профсоюза авиаработников, который обратился в парламент и весьма мотивированно отстаивал свое видение ситуации.

На мой взгляд, абсолютно безосновательно полагать, что они это делают в узкокорпоративных интересах, опасаясь зарплатного демпинга со стороны иностранных летчиков. Профсоюзы хотят прив-лечь внимание к системным просчетам, на протяжении ряда лет совершающимся в отрасли. Это прежде всего качество подготовки пилотов — устаревшее оборудование и технологии в училищах, выпускники приходят в отрасль фактически неподготовленными к ответственной работе, а также повсеместный переход ведущих компаний на зарубежные модели авиалайнеров.

В этой ситуации приглашение иностранцев выглядит как латание дыр. Представители правительства заверяют, что эти непопулярные меры являются временными, что теперь, мол, ошибки осознаны и ситуация изменится. Хотелось бы верить, конечно, что это так. Но профсоюзы совершенно обоснованно сигнализируют: политика государства по отношению к столь серьезной отрасли пассивна, и последствия несут России большие угрозы. Так быть не должно в стране, чье самолетостроение еще недавно было предметом национальной гордости.

— После казанской катастрофы знаменитые летчики-испытатели и космонавты написали письмо к президенту России, где обращали внимание в том числе на колоссальный ущерб, который приносит отрасли приобретение зарубежной техники и игнорирование перспективных отечественных проектов.

— Я сам металлург и вижу, что даже алюминий пользуется спросом за рубежом в виде алюминиевой чушки. А, скажем, прокат или изделия из металла они делают сами, это защита их рабочих мест. Но металл с высокой степенью переработки, с большой добавленной стоимостью все меньше используется и в нашей стране. Это не только проблемы авиастроения, но в целом промышленной политики. Надвигающийся кризис в металлургии — это преж-де всего кризис инвестиций в металлопотребляющие отрасли экономики. Ясно ведь, что если не будет отечественного авиапрома, то пострадают очень многие смежные отрасли, где заняты сотни тысяч и даже миллионы россиян. Но и расписываться в нашей беспомощности абсолютно неправильно. В России все же есть утвержденная, профинансированная программа развития самолетостроения. Однако на ее реализацию требуется как минимум несколько лет. А для успеха требуется осознание, что развитие авиапрома должно стать приоритетом государственной политики.

— Наверное, это особенно актуально сейчас, когда есть угроза экономических санкций Запада в связи с событиями в Крыму.

— Я не верю, что зарубежные компании, предоставляющие технику по лизингу, закроют допуск к их самолетам. Учитывая наш высокий спрос, они просто подрубят сук, на котором сидят. Но если санкции все же будут приняты, то это станет одним из мощных стимулов для развития отечественного авиапрома. Так что подобные меры по большому счету могут быть иногда и полезными. Если, конечно, мы найдем адекватный ответ на эти вызовы.

— А если не найдем? Без энергичных мер по возрождению отечественной экономики неизбежно социальное напряжение.

— Мы, представители профсоюзного движения, не ждем, когда накопится социальное напряжение, а стараемся своими действиями не купировать проблемы, но способствовать их справедливому разрешению. Полагаю также, что наши главные социально-трудовые трудности — не в том, что производится и сколько, а в том, насколько справедливо распределяется в обществе. Безусловно, даже когда принципы социального партнерства реализуются в соответствии с трудовым законодательством, то трудовые конф-ликты и забастовки вполне возможны, а может быть, даже и неизбежны. Но это не социальные взрывы. А вот если диалога нет, в партнерстве нет равноправия сторон, законные интересы работников игнорируются, то такое развитие событий вполне возможно. Я хотел бы заметить, что в отечественных авиакомпаниях работают весьма энергичные профсоюзы с авторитетными лидерами. Особенно это четко просматривается в профсоюзных организациях летного состава.

— А что вы скажете о конфликте в компании «Аэрофлот», где недоплачивали пилотам? Причем суд признал факты нарушения законодательства работодателем, а никто не был наказан.

— Действительно, задолженность авиакомпании перед летным составом составляла около миллиарда рублей. Работодатель пытался оспорить предписания Роструд-инспекции по этому вопросу, но суд встал на сторону профсоюза. Что удивляет в этой ситуации? Политика игнорирования законодательства, игнорирования норм социального партнерства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аэрофлот более чем на 50% принадлежит государству, и то, что в такой компании игнорируются государственные нормы, вызывает, мягко говоря, недоумение. Полагаю, и исполнительной власти следовало бы жестче контролировать трудовые отношения внутри авиакомпаний. Вполне возможно, тогда и не возникло бы необходимости инициирования законопроектов по привлечению иностранных пилотов.

Для полноты картины мы хотим добавить несколько цифр. В прошлом году по плану летные училища гражданской авиации должны были выпустить 940 курсантов, а кадровый дефицит сами авиакомпании оценивали в 1,2 тысячи пилотов. А вот цитата из официального документа, подписанного замминистра транспорта РФ Сергеем Аристовым: «В 2012 году из 558 выпускников летных училищ трудоустроились 236 человек (42%)». Одни не смогли трудоустроиться по причине призыва на военную службу, другим отказали работодатели. Им проще получить готовые квалифицированные кадры, чем заниматься их переподготовкой и обучением для полета на иностранных самолетах. Наверное, их понять можно, но при чем здесь слова «дефицит пилотов»?

Голоса

Вадим Олейников, эксперт, доктор экономических наук

— Русский мужик не перекрестится, пока гром не грянет. В свое время я участвовал в эскизном проекте «Бурана». Его реализация без конца откладывалась, пока американцы не запустили свой Space Shuttle. Для нас это стало праздником, так как сразу было открыто финансирование, и начались работы по «Бурану». И я надеюсь, что реальная угроза санкций заставит наконец заняться развитием авиапрома и подготовкой собственных инженерных и летных кадров.

Игорь Волк, летчик-космонавт, Герой Советского Союза

— Принятие этого законопроекта служит подтверждением, что авиационная отрасль попала в глубокую зависимость от Запада. Потому что управляют ею люди, либо имеющие очевидно преступные намерения, либо не понимающие ничего в предмете.

Цифры

Российская Федерация практически потеряла свою нишу на рынке воздушных судов. На сегодняшний день в сегменте дальнемагистральных эксплуатируются только 11 самолетов Ил-96, что составляет 12,3% от общего количества самолетов этого типа. По информации ОАО «Аэрофлот», шесть таких самолетов в нынешнем году выводятся из эксплуатации по причине низкой эффективности. Парк региональных самолетов на 70% составляют отечественные самолеты предыдущих поколений, имеющие средний возраст более 30 лет. До 2015 года ожидается прекращение эксплуатации большинства из них (Ту-134, Як-40 и Ан-24). При этом на замену выбывающим воздушным судам авиаперевозчиками было закуплено 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 из 12 изготовленных.

(Из отчета о результатах проверки контрольного управления президента РФ по исполнению Указа главы государства от 7 мая 2012 года № 596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации).

Это счастье привалило жителю Новосибирска. Он нашел в социальных сетях свою любовь

Ольга Лернер
Труд
Фото: Anton Luhr/imagebroker.com, globallookpress.com

Казалось бы, что может быть общего у парня из Новосибирска Алексея Цыганенко и девушки по имени Су Тхири Минт Хгай из далекой Мьянмы? Как что? Любовь! Они познакомились в социальных сетях, переписывались,...

На новогодние украшения городские власти денег не жалели

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Рекорд побил Санкт-Петербург, где на уличные украшения потратили 405 миллионов рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Новогодние каникулы нынче оказались экстремально морозными, от температур в минус 30 в Центральной России успели отвыкнуть. А тут такая напасть — проверка на прочность. Сначала в домах на северо-востоке...

Жизнь 00:15 / 16 Февраля 2024 4313
А одной розы недостаточно?

В канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, почем нынче красивое свидание с любимой

Труд
Фото: Khalil Dawood/Синьхуа, globallookpress.com

Статистика знает все, если не точно, то хотя бы примерно. На этой неделе в канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, в какую сумму обходится красивое свидание с любимой в разных городах страны. В джентльменский...

Жизнь 00:10 / 16 Февраля 2024 4251
Наши жены - пушки заряжены

За кулисами двух законопроектов о мобилизованных

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В информационной шумихе вокруг прилета в Москву американского телеведущего Такера Карлсона и новостей из Центризбиркома почти не замеченными прошли внесенные в Госдуму на прошлой неделе два законопроекта. Тем...

Жизнь 20:01 / 17 Февраля 2024 4192
Последняя колонка

В Сочи появился реанимобиль для дельфинов

Труд
Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Уксус под видом минералки Житель Владикавказа 65 лет купил в магазине бутылку минеральной воды известной марки. Открыл, сделал пару глотков и: Тут же пришлось вызывать скорую помощь. Оказалось, вместо воды в бутылке...

Курорт на калининградском побережье расширяет свои фирменные приманки для туристов

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Дмитрий Часовитин, globallookpress.com

«Труд» уже писал, что с некоторых пор Зеленоградск продвигает себя как кошачью столицу — к котам, кошкам и котятам отношение здесь особенное. А теперь возникла новая точка притяжения: все больше россиян...

Жизнь 00:14 / 12 Января 2024 3929
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Michael Runkel/imagebroker.com, globallookpress.com

Хорошая новость из моего родного Кузбасса: там в Рождество на свет появились 26 мальчишек и 25 девочек. Можно сказать, паритет. Кстати, на 12 малышей больше, чем родилось в регионе в первые сутки...

Жизнь 00:04 / 12 Января 2024 3781
Календарь: 12 января

35 лет назад прошла последняя перепись населения СССР

Труд
Фото: © Alexander Rekun, globallookpress.com

1722 Петр I учредил новый государственный орган — прокуратуру. Первым генеральным прокурором России стал Павел Иванович Ягужинский. 1801 Император Павел I отдал приказ атаману казачьего Войска Донского идти походом на Индию....

Впору взывать к московскому мэру: Сергей Семенович, родненький, приезжайте к нам на полставки губернатором поработать!

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Губернатор Александр Беглов жалуется, что строить метро, оказывается, трудно. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Накануне Нового года в петербургском метро провалились ступени на станции «Сенная площадь». К счастью, обошлось без жертв. Вечером на место прибыли аварийные службы. Станция с тех пор — уже три...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 3462
Лохотрон на колесах

Мошенники изобрели изощренный способ отъема денег у автолюбителей

Ольга Лернер
Труд
Злоумышленники пользуются тем, что российский авторынок «колбасит» уже два года. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Желающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговаться на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов. Российский авторынок лихорадит два года. Казалось бы,...

В ЦБ РФ рассказали о новом подходе телефонных мошенников к «работе»

Ефим Королев
Труд
Под конкретного человека разрабатывается индивидуальный сценарий обмана. Фото: 57stock/imagebroker.com, globallookpress.com

Если раньше ставка делалась на массовый обзвон по базам сотовых операторов — тут не сработало, звоним следующему, — то сейчас злоумышленники взяли курс на индивидуальный подход. По словам...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 2770
Последняя колонка

Ученые: регулярное употребление чая замедляет процесс старения

Труд

Зубами щелкая и ощетинив шерсть... В ряде районов Курганской области был введен режим ЧС из-за нападения волков на людей. Так, жители поселка Озеро Медвежье в темное время суток не выходят на улицу. В минувшие...

Калининградская область славится одинаковыми названиями

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В области, которую можно проехать за три часа, насчитывалось: по пять поселков Березовка, семь – Лесных, восемь Садовых и, наконец, девять Сосновок... Фото: © Vladimir Godnikgloballookpress.com

В самом западном российском регионе стало на один поселок меньше. Точнее, де-факто никуда он не делся. Но вот де-юре, согласно постановлению губернатора, отныне бывшая Сосновка — это часть соседнего поселка...

Жизнь 00:05 / 26 Января 2024 2581
Календарь: 26 января

Ровно век назад город на Неве получил название Ленинград

Труд
Крейсер «Аврора», исторический памятник. Санкт-Петербург. Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

1525 Появилась первая печатная карта Руси — карта Московских земель, составленная венецианским картографом Баттистой Аньезе на основании «расспросных сведений», полученных им от путешественника, переводчика...

Жизнь 00:11 / 09 Февраля 2024 2571
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Александр Архипов/Russian Look, globallookpress.com

«Ростелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. Выяснилось, что те уже догоняют городских абонентов по расходу трафика. В среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

Жизнь 00:02 / 09 Февраля 2024 2523
Календарь: 9 февраля

120 лет назад геройски приняли неравный бой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»

Труд
Картина Петра Мальцева «Крейсер «Варяг». Фото: Russian Look/globallookpress.com

1667 Заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов. Киев и Левобережная Украина перешли под власть России. 1710 Указом Петра I официально введен русский гражданский...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?