По итогам августа спрос на диагностику и ремонт автомобилей вырос на 14% к прошлогоднему уровню. А данные независимых источников говорят о 30-процентном росте стоимости услуг автосервиса.
Основными драйверами удорожания эксперты называют растущие как на дрожжах цены на запчасти и дефицит квалифицированных кадров. Многие автовладельцы переходят на «минимальное обслуживание»: замену масла и тормозных колодок, тормозной и охлаждающей жидкостей, остальное откладывают до лучших времен, а те все не наступают.
Больше половины россиян тратят на техобслуживание своего автомобиля не более 25 тысяч рублей в год, а почти четверть, 23%, укладываются в сумму меньше 10 тысяч. Тенденция тем более тревожная в преддверии наступающей зимы. Которая, по прогнозам мировых климатологов, может оказаться одной из самых нестабильных и непредсказуемых за последний век наблюдений. Российские синоптики добавляют, что с большой долей вероятности мы будем наблюдать температурные колебания, которые вполне могут достигать 15 градусов по Цельсию в течение нескольких суток. И особенно это будет проявляться в европейской части страны, где наиболее нестабильным и хаотичным месяцем может стать декабрь.
Между тем Россия становится одной из стран с очень старым и плохо ремонтируемым автопарком. В нынешнем году средний возраст легковушек опустился до 15,5 года, свыше 10-летнего стажа имеют 70,5% от всего автопарка. В странах Евросоюза средний возраст легкового авто — 12,3 года, в США — 12,6 года. А в России он стремительно опускается последние пять лет (в 2021 году был 13,9 года).
«Чтобы парк не старел или хотя бы не так интенсивно, нужно продавать 2-2,2 млн машин в год. А чтобы начал постепенно обновляться — продавать 3 млн машин», — говорит авторитетный эксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Однако по итогам прошлого года в стране было реализовано лишь 1,57 млн новых машин. Причина понятна: по итогам 2024 года средневзвешенная стоимость нового автомобиля в России составила 3,12 млн рублей, увеличившись всего за год на 6% — на 187 тысяч. Это, между прочим, две среднестатистические месячные зарплаты, что, согласитесь, очень даже ощутимо для кармана.
Известно, что автомобили в России начали дорожать с введением, а потом и резким повышением утильсбора на «железных коней». Который, как вскоре выяснилось, никакого отношения к утилизации старых автомобилей не имеет, а идет напрямую в бюджет РФ.
Но если сначала этот «автоналог» снимал пенку с доходов преимущественно богатых россиян, то нынче он стал тормозом автомобилизации уже и небогатого населения. Ведь к 2020-2021 году в стране уже насчитывалось более 53 млн легковых авто, а теперь, по разным данным, их бегает по дорогам и проселкам от 46 млн до 49 млн штук. Еще пара миллионов припаркованы в гаражах, сараях и на дачных участках.
Или ржавеют на официальных и неофициальных автокладбищах, где к ним все внимательнее присматриваются народные умельцы, разыскивая ржавые, но бросовые по цене запчасти для ремонта еще живых автоветеранов.
Тем временем в стране начинается рост дорожно-транспортных происшествий. За период с января по май 2025 года их зафиксировано более 44 тысяч — больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, количество погибших сократилось на 1,9%, составив «всего» 4,6 тысячи человек, но число пострадавших увеличилось до 55,7 тысячи. И это в момент, когда тратятся немалые деньги на модернизацию, расширение и улучшение дорожно-транспортной сети, а дорожная полиция с помощью специальной электроники усиливает контроль за соблюдением правил на дорогах. «Страна исчерпала запас легких решений по повышению безопасности: люди в массе пристегиваются, основные трассы в стране построены или в стадии завершения», — отмечает в своем блоге автоэксперт Александр Шумский.
Но ухудшается базовое состояние автотранспорта, в основном легкового, что вносит в ситуацию свои коррективы. Меж тем поборы ужесточаются. С 1 ноября, согласно планам Минпромторга, вступает в силу новая методика начисления утилизационного сбора — не просто техническая корректировка, а настоящее потрясение для всех, кто покупает, продает или планирует приобрести машину. Особенно сильный удар примет вторичный рынок. Эксперты расходятся в цифрах: одни прогнозируют взрывной рост цен на 30% — особенно для машин, которые сейчас ввозятся по льготному утилю, но после ноября попадут под коммерческий тариф — от Kia Sportage до Toyota RAV4.
Продаж новых машин станет еще меньше, но Минпромторг подсчитал: повышение утилизационного сбора принесет в бюджет еще 40-60 млрд рублей в год. А предстоящие расходы на «автожестянщиков» мы с вами еще подсчитаем.