В минувшие выходные в Луганской области из установки «Град» обстреляли Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Роснефти». Кто стрелял, неизвестно, хотя нетрудно догадаться, кому выгодно уничтожение на Украине российской собственности.
Ущерб пока относительно небольшой: загорелся резервуар для хранения нефти, разрушены здания двух складов. По сообщению представителей компании, частично уничтожены и повреждены оборудование и производственная инфраструктура.
К счастью, обошлось без разлива нефтепродуктов и человеческих жертв — завод мощностью 8 млн тонн с 2012 года стоит на ремонте, людей успели эвакуировать в защитные помещения завода. «Роснефти» Лисичанский НПЗ достался в прошлом году уже в нерабочем состоянии вместе с другими активами ТНК-ВР. Но нынче компания планировала его запуск — до конца лета. Теперь, естественно, запуск предприятия под вопросом, тем более что после первого обстрела может случиться еще один, и он может оказаться не последним.
Для украинской экономики угроза лишиться нефтепереработки — беда пострашнее суховея в уборочную. Страна и без того не первый месяц сидит на «голодном» бензиновом пайке, горючее позарез нужно и противоборствующим сторонам, и простому населению. Но это очень радует нынешнего «бензинового короля» незалежной республики Игоря Коломойского, владельца крупнейшего НПЗ в соседнем Кременчуге (мощность — 18,6 млн тонн). Его стараниями по всей Украине цены на 92-й и 95-й бензины уже в полтора раза превысили российские и продолжают расти. А потому августовский пуск Лисичанского НПЗ днепропетровскому олигарху совершенно не с руки.
Киевские власти возражают: мол, в том месте у нас нет «Градов». Вся вина привычно возлагается на ополченцев, которые якобы заинтересованы в уничтожении промышленной структуры Луганской области — «чтобы тысячи людей потеряли работу и могли вступить в их ряды», как заявляет советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко.
«Роснефть» расценила эти действия и заявления украинских силовиков как «весьма своеобразный способ избавления ОАО «НК «Роснефть» от проблемного актива, способного в экономическом контексте современной Украины генерировать исключительно убытки». А целенаправленный обстрел предприятия компания расценила «как провокацию и преступление, стоящее в одном ряду с уничтожением 17 июля 2014 года пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» в воздушном пространстве Украины; у компании есть основания предполагать коммерческую заинтересованность дорвавшихся до власти украинских олигархов в уничтожении конкурирующего производства и повышении цен на продукцию своего предприятия в городе Кременчуге».
Но, отмечает «Роснефть», сама Украина при этом избавляется от лучшего нефтехимического производства, единственного на Украине производителя полипропилена, способного обеспечить почти 3 тысячи рабочих мест для граждан Украины.
Впрочем, компания также заявила, что в такой ситуации готова обеспечить работой сотрудников Лисичанского НПЗ на других предприятиях в своем периметре. Для квалифицированных нефтепереработчиков у «Роснефти» всегда найдется высокооплачиваемая работа по специальности.
Тем временем украинский неф-тяной олигарх сумел перекрыть и зарубежные поставки бензина на Украину: сейчас на ее границах скопилось около 750 бензиновых цистерн, которые не могут попасть к потребителям из-за новых таможенных правил, введенных Киевом с 10 июля. Бензин не успевают проверять на качество: если раньше этим занимались более сотни лабораторий по всей стране, то теперь в стране появился эксперт-монополист — государственная лаборатория «Масма», которая, по заявлению директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, «не справляется с объемами работы и не в состоянии проводить весь требуемый набор анализов».
Зато расценки на эту «услугу» выросли вшестеро: с 2 тысяч гривен (170 долларов) до 13 тысяч гривен (1,1 тысячи долларов). В выигрыше опять Игорь Коломойский — основной владелец топливной компании «Укрнафта». Ее продукция в нынешних условиях оказалась вне конкуренции, отмечает украинский телеканал «Интер». Топливные гривны все возрастающим потоком стекаются в карманы мультимиллиардера, а экономика страны тем временем продолжает лететь под откос. Разве для этого собирался в свое время на площади Незалежности самый первый, тогда еще демократичный украинский Майдан?
Свои монетки в мутном фонтане последних украинских революций успешно вылавливают и другие тамошние «бароны» и «князья»: угольные и мясные, картофельные и пивные. Даже новый президент страны Петр Порошенко, пришедший на высшую должность с поста «главного шоколадного зайца» — владельца кондитерского концерна «Рошен», не удержался от соблазна мелкой мести соседней Белоруссии. За введение белорусами повышенной ввозной пошлины на украинские сладости и лицензирование некоторых видов других украинских товаров Киев на полтора года вперед поднял таможенные сборы на белорусскую кондитерскую и молочную продукцию, минеральные удобрения, электрические лампочки, холодильники, резиновые шины, пиво и так далее. Практически на весь ассортимент.
Как говорят в обеих наших странах по такому поводу, «назло бабушке уши отморожу!» Ведь для украинского населения это означает дополнительное повышение розничных цен на все и вся. А Национальный банк Украины и без того прогнозирует на нынешний год инфляцию не ниже 17-19%. К тому же Киеву хорошо известно, что белорусские таможенные меры были приняты «не корысти ради», а в полном соответствии с торговыми условиями Таможенного союза, из которого Украина сама решила сбежать ради весьма отдаленных перспектив евроинтеграции.
На украинскую месть белорусский МИД ответил сдержанно: мол, решение о введении «новыми властями» Украины ответных ограничительных мер в отношении ряда белорусских товаров принято к сведению официальным Минском, но не признано обоснованным. «Вызвавшее негативную реакцию украинской стороны лицензирование импорта отдельных товаров в Белоруссии распространено на неопределенный круг стран, а не исключительно против Украины, как это кому-то хочется преподнести. Более того, это также в полной мере вписывается в формат международной торговли: механизм лицензирования установлен только на шестимесячный срок. Лицензирование никоим образом не означает запрет либо квотирование, а лишь некоторое упорядочение рынка», — сказано в официальном комментарии. Но ведь этот процесс нетрудно начать, а потом уже и не остановишь...
Опережающими темпами украинские власти рвут экономические связи и с Россией. Месяц назад Петр Порошенко, выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны, запретил любое сотрудничество с Россией в военно-промышленном комплексе, включая сферу изготовления продукции двойного назначения — например, такой, как двигатели к вертолетам, которые могут быть использованы и в военных, и в гражданских целях. В Киеве идут разговоры о введении визового режима с Россией и даже о полном разрыве дипломатических отношений.
Но сегодня в России трудятся не менее 3,5 млн украинцев, по численности они находятся на втором месте после узбеков. По данным Федеральной миграционной службы, в прошлом году украинские гастарбайтеры заработали в России около 27 млрд долларов — это больше годового украинского экспорта в нашу страну. А сегодня на российской территории находится еще и около полумиллиона украинских граждан-беженцев, и многие из них пока еще мечтают вернуться домой, «когда все уляжется». Но с каждым днем потенциальных возвращенцев становится все меньше. Причем в первую очередь заявления на ПМЖ пишут наиболее ценные для любой страны люди — высокообразованные, высококвалифицированные кадры. Пишут и матери с малолетними детьми, пишут их мужья и отцы, планируя перевести наследников своих фамилий в российское гражданство.
С кем и с чем останется Украина?
