В воскресенье на Украине праздник. На мероприятия в честь Дня независимости в Киеве собираются потратить 200 млн гривен (полмиллиарда рублей). Вот уж деньги на ветер...
Украшением праздника должен был стать военный «парад победы». Но, судя по сводкам с фронта, с победой у Киева не все так просто. Потому придется обойтись шествием вышиванок и прочими фольклорными радостями. Впрочем, важнее разобраться, в чем сегодня состоит эта самая независимость Украины.
К моменту распада Союза УССР была одной из самых развитых его республик. Центр Европы с выходом к морю, индустриальная мощь, великолепное сельское хозяйство на плодородных черноземах, мягкий климат, свыше 50 млн жителей с высоким образовательным и профессиональным уровнем. Чем не стартовый капитал? В СССР Украина была второй по экономическому развитию и третьей по территории. На ее землях выращивалась четверть всей сельхозпродукции страны. Украина была любимицей советских вождей: ей постоянно прирезали куски от других регионов. В 1920-е ей отошли части Ростовской, Белгородской, Курской, Воронежской и Орловской губерний, отдельные районы Белоруссии, после войны — части бывшей Польши, Чехословакии, Румынии, а в 1954-м — полуостров Крым. Из союзного бюджета для Украины всегда находились деньги на строительство заводов, портов, дорог, мостов и электростанций, включая АЭС. При разделе советского наследства ей достался мощный индустриальный комплекс, куда входили гиганты судостроения, авиастроения, космические технологии и прочий хай-тек, густая сеть трубопроводов, отличная система высшей школы. Что еще нужно для счастья?
Вспомним: в начале 90-х на Украине звучал лозунг «Станем второй Францией!». И он не казался таким уж нескромным. Однако очень скоро Украина стала превращаться в выморочное олигархическое государство, чьи лидеры и авторитеты свою главную цель видели в том, чтобы быстрее и прочнее отгородиться от России, предать поруганию и осмеянию то время, когда мы жили под одной крышей. Показательно, что свою книгу президент Леонид Кучма в начале 2000-х так и назвал: «Украина — не Россия». Это отрицание превратилось в национальную идею, мутировав в откровенную, лютую ненависть и русофобию. Из которой нынешняя Украина вылепила государственную идеологию.
К чему она привела, очевидно каждому, кому ненависть не застит глаза. На юго-востоке идет полномасштабная война с собственным населением, кокетливо названная антитеррористической операцией. Население нищает и разбегается — кто в ЕС, кто в Россию. Крах экономики при отсутствии внятных перспектив ее восстановления. В стране свирепствуют цензура, политические репрессии и тотальная промывка мозгов через СМИ, которые принадлежат только олигархам. Таков итог 23-летней независимости: страна-катастрофа на месте цветущей республики. Она не выдерживает сравнения не только с той самой Россией, которую научилась презирать, но и с Белоруссией, и с Казахстаном, у которых стартовые условия были куда скромнее.
Так, может, это цена, уплаченная украинцами за независимость? Но и здесь полный облом. Слово «независимость» на Украине может сегодня употребляться только в кавычках, поскольку обозначает химеру. Что здесь осталось независимого? Внешняя политика, экономика, кадровые решения, военное строительство — все под полным контролем Запада. МВФ диктует Киеву, сколько надо отнять денег у пенсионеров и бюджетников, Вашингтон планирует карательные операции против жителей на юго-востоке и не позволяет прекратить бойню. Глобальные корпорации деловито делят трубопроводную систему и недра. Доморощенные олигархи находятся под полным финансовым контролем Запада.
И ради всего этого были прожиты 23 года?..
Эхо
Пока ведущие страны ЕС в очередной раз пытаются вместе с Москвой сдвинуть с мертвой точки мирное урегулирование в Донбассе и наладить доставку помощи гражданскому населению, украинская дипломатия вдруг потребовала у Запада «новый план Маршалла». Накануне приезда на Украину канцлера ФРГ Ангелы Меркель украинский министр иностранных дел Павел Климкин затребовал большего содействия западных стран «в конфликте с Россией».
«Было бы совершенно логично предоставить Украине техническую и военную помощь для борьбы с терроризмом... Мы нуждаемся в своего рода плане Маршалла для Украины... нынче могла бы Германия взять на себя ведущую роль в этой исторической миссии».
Показательно, что Киев понимает «план Маршалла» прежде всего как военную помощь. Между тем американский аналитик Джастин Раймондо в статье «Назад в шестидесятые!» напоминает, что вообще-то с плана Маршалла началась холодная война. И дальше пишет: «Затевая крестовый поход против Кремля, надо понимать, что все свидетельства экспансионизма России ограничиваются возвращением Путиным Крыма, территории, которая исторически стала российской примерно тогда же, когда мы отобрали Техас у мексиканцев...»
Сама канцлер Ангела Меркель, будучи женщиной хозяйственной, не спешит взваливать на шею германского налогоплательщика останки украинской экономики. И уж тем более не хочет вооружать мутных хлопцев из нацгвардии. Накануне своего визита на Украину канцлер осадила натовских стратегов, предлагающих наращивать военную активность на восточных рубежах. В Риге она заявила, что НАТО перестанет сосредотачивать «существенные военные силы в Восточной Европе, дабы избежать окончательного разрыва в отношениях с Россией».