«Финансовый кризис существенно изменил структуру заказа на проектирование. Значительно сократилась доля корпоративного заказа, что объясняется приостановкой контрактов коммерческих структур... Уменьшились частные заказы: на квартиры, особняки, дачи...»
Эту цитату из газеты «Московская перспектива» никак нельзя назвать свежей — она из номера, вышедшего 25 мая 1999 года. Тогдашний дефолт сильно ударил по российским архитекторам, и пережить подобное еще раз у них нет никакого желания. Однако жизнь о желаниях не спрашивает — все, увы, начинается заново.
Рассказывает Дмитрий Шильников, частный архитектор:
— Все очень серьезно. Например, если раньше было много людей, которые могли себе позволить отстроить новый дом, сделать дорогой дизайнерский проект квартиры, то теперь их число сокращается с каждым днем. Мы лишились половины заказов, многие крупные заказчики в связи с кризисом сильно урезали свой бюджет и испытывают трудности с финансированием объектов. То, что наступают тяжелые времена, я почувствовал довольно давно, еще до всеобщей паники. Когда это кончится и как пережить — не знаю. Скажу одно: это апокалипсис какой-то...
Два рубля! кто меньше?
В большинстве персональных мастерских, ориентированных на корпоративный заказ, положение тяжелое: это либо полная безработица, либо вынужденное сокращение штата (только чтобы удержаться на плаву) плюс ценовой демпинг, сравнимый по масштабам с тем, который был на проектном рынке 10 лет назад.
Архитектор мастерской А. Асадова Алексей Мурашко прокомментировал «Труду» сложившуюся ситуацию:
— Кризис привел к резкому снижению количества новых заказов, сейчас мы доделываем старые. Чтобы найти новые, ценовую политику приходится менять в корне, но людям это мало помогает: множество талантливых российских архитекторов вынуждены сегодня быть временно безработными. Не знаю, когда этот беспорядок кончится.
Однако снижение цен на новые заказы — одна песня, а получение денег за уже выполненные — совсем другая. И здесь, к сожалению, у многих все неблагополучно. Архитектор Константин Маркус говорит:
— Мы уже сейчас почувствовали кризис на себе. На сегодня у нас есть заказы, но сама ситуация крайне неприятна. Могу точно сказать, что у многих архитектурных бюро и частных мастерских появились проблемы, прежде всего это связано с непроплатами: даже крупные компании не могут оплатить свои заказы. Проблема очень весомая, все настолько хлипко, что мне, например, непонятно, как выйти из этой ситуации и чего можно ожидать завтра.
Как это было
Большинство архитекторов почувствовали приближение беды раньше, чем о финансовом кризисе заговорили на каждом углу. Архитектор Илья Сибиряков отлично помнит, как все это начиналось:
— Я бы сказал, что определенные изменения, связанные с кризисом, я ощутил даже раньше, чем об этом начали писать журналисты. В первую очередь это сказалось на характере задач, с которыми ко мне обращались заказчики. Примерно год назад начался просто небывалый спрос на проектные работы.
Особенно востребованным оказалось «эксклюзивное» проектирование, требующее в первую очередь высокого художественного уровня объекта и, соответственно, весьма дорогое. При этом цены и условия работы зависели больше от меня, чем от заказчика. Пик спроса на такие работы пришелся на апрель-май этого года, затем последовал спад, сначала постепенный (до июля), а затем стремительный, особенно с середины августа.
На данный момент работы идут по тем объектам, которые, очевидно, стратегически были хорошо обдуманы заказчиками. Среди последних, пожалуй, не осталось тех, для кого проект был скорее игрой, способом вложения «свободных» денег. А жаль, так как работа над такими проектами помимо значительного заработка давала большую творческую свободу, позволяла выделиться в архитектурной среде.
Исходя из слов Сибирякова, тем, кому хотелось в скором времени увидеть в России, и в частности в Москве, больше эксклюзивных, высокохудожественных зданий, придется подождать еще. В ближайшие месяцы ситуация будет только ухудшаться. По крайней мере об этом говорит то, что некоторые выполненные проекты по объектам элитной недвижимости так и не реализуются, поскольку заказчики избавляются от закупленной под это строительство земли. Ситуация, как можно догадаться, очень нестабильна, но рано или поздно, конечно, все наладится.
А мы в домике
Вряд ли сокращения и увольнения грозят специалистам, работающим в государственных или московских городских структурах. Вот что сказал «Труду» начальник архитектурно-проектной мастерской N2 ОАО «Моспроект» Игорь Коробков:
— Пока кризис до нас не докатился. Когда-то я владел частной мастерской. Я бы мог волноваться и страшиться кризиса, если бы она у меня была и сегодня, но ее нет, а в мастерской «Моспроекта» все спокойно.
Это неудивительно, ведь деятельность «Моспроекта» координируется Москомархитектурой, которая, в свою очередь, является органом исполнительной власти Москвы. Известно, что правительство Москвы уже приняло решение о поддержке московских компаний, занимающихся строительством жилья, а это значит, что их партнеры — архитектурные бюро не останутся без дела. Артур Вануни, известный частный архитектор, подтверждает эту мысль:
— Сегодня многие крупные коммерческие компании не имеют средств, чтобы закончить проекты, и распускают архитекторов, оставляя их без работы. С другой стороны, известные госзастройщики, вероятнее всего, получат поддержку, поэтому мастерские типа «Моспроекта» всегда останутся при заказах.
Опять о мухах и котлетах
Удивительно, но в относительно благополучном состоянии оказались некоторые малые мастерские и архитекторы, работающие со специфическими частными клиентами. Их услуги чаще всего оплачиваются живыми деньгами. Во всяком случае, так говорят они сами. Руководитель архитектурной мастерской 3Dboss Андрей Снетков замечает:
— Мы не почувствовали изменений, связанных с кризисом. Что касается непроплат, так те, кто не хотят платить, не платят и в спокойные времена, здесь нет ничего необычного.
А вот мнение частного архитектора Станислава Орехова:
— У нас проблем нет, кризис на работе никак не отразился, наоборот, с каждым днем объектов все больше. Что касается моих коллег, у которых появились проблемы, то они просто были ориентированы не на тех клиентов.
Не раз и не два мы слышали от собеседников, что кризис отделит зерна от плевел: уйдут многие дилетанты от архитектуры. Им, вероятно, предстоит нелегкое трудоустройство в более внушительных проектных организациях со значительной потерей в зарплате. По сути, среди архитекторов произойдет естественный отбор. Возможно, тогда у нас появится больше возможностей, гуляя по улицам, любоваться «музыкой в камне».
Великая архитектурно-строительная депрессия
Великая депрессия в США 1929-1933 годов ударила по главному источнику доходов семьи знаменитого писателя Курта Воннегута. Дело в том, что его отец был архитектором. Из-за резкого падения уровня жизни прекратилось строительство зданий и, естественно, пропала надобность в их проектировании. В своем биографическом коллаже «Судьбы хуже смерти» (1991) Воннегут-младший с грустью повествует о несостоявшейся карьере отца-архитектора, который остался без работы в возрасте 45 лет и сидел без нее, пока ему не исполнился 61 год.
Строительная индустрия была той отраслью, по которой Великая депрессия ударила с особой силой. За период с 1928 по 1933 год строительство жилых зданий в США сократилось на 95%, а затраты на ремонт жилья — на 90%. По окончании войны на рынке практически не было домов на продажу. К 1947 году 6 миллионов семей в США (почти 19% населения страны) жили совместно с родственниками или друзьями. Еще полмиллиона семей занимали сборные дома из железа, вагончики, гаражи, чердаки, сараи и даже автомобили.