На телеканале «Моя Планета» продолжается показ третьего сезона детектива-путешествия «Тайна на карте», географические и тематические границы которого заметно расширились. Теперь зрители смогут увидеть Алтайские горы, тайгу, тувинские степи и красивейшие озера — Чудское, Онежское и Байкал. Актер и телеведущий Вадим Норштейн побывал там в поисках ответов на загадки, давно волнующие воображение людей любопытных и любознательных. Он стремился напасть на след Снежного человека, исследовать природу аномальных алтайских молний, расшифровать онежские петроглифы, разыскать знаменитый Вороний камень, около которого разыгралось Ледовое побоище: Завесу над некоторыми тайнами Вадим приоткрыл в разговоре с корреспондентом «Труда».
— Вадим, мы с вами беседовали два года назад, когда вы только начали выступать в амплуа ведущего «Тайны на карте». И куда вас завели новые маршруты?
— Съемки нынешнего сезона начались еще в апреле. Та командировка в Кемерово была связана с поисками Снежного человека. В 40-градусный мороз мы на снегоходах за несколько часов добрались до Азасской пещеры, в которой якобы видели его следы. Между прочим, мы здорово рисковали, потому что связи в этих местах нет, а если бы хоть одна из машин заглохла, нам пришлось бы несладко. Ну а финальная серия сезона как раз сейчас снимается в Дагестане. Так что работа кипит!
— Тогда прямо скажите: Снежный человек существует? И почему эта совсем не новая тема неизменно интригует уже какое поколение подряд?
— Так это и есть самое интересное — поразмышлять над таким вопросом. Когда я стал заниматься поисками следов Снежного человека, то сам удивился, насколько этот миф до сих пор будоражит людей. Казалось бы, мы уже столько знаем нового со времени явления на свет этого загадочного существа: расщепили атом, слетали на Луну, думаем, что понимаем, как устроен наш организм. Но есть ощущение, что в эволюции человечества недостает какой-то древней ветви, потерянной в далеком прошлом. Поэтому время от времени кому-то хочется убедиться в том, что такие существа, как Снежный человек, все еще присутствуют на Земле. Хотя доказать свою встречу с ним лицом к лицу никому еще не удалось. Честно говоря, меня самого эта история еще не до конца отпустила.
.jpg)
Кузбасского снега зимой на десять областей хватит, а вот Снежного человека и здесь пока никто не встретил
— Сюжет другой вашей серии, рассказывающей о Ледовом побоище, с исторической точки зрения вполне реален. Но, наверное, в нем тоже есть свои загадки?
— Конечно! Историки до сих пор расходятся во мнении, где эта битва могла происходить, и показывают на карте шесть разных точек. В летописи говорится, что Ледовое побоище шло около Вороньего камня, и недавно ученые предположительно обнаружили именно его на дне Чудского озера. Мы туда погружались с водолазами Русского географического общества, осмотрели знаменитый камень. Но хотя археологи уже несколько лет ведут поиски, поблизости не удается найти никаких вещественных доказательств — ни оружия, ни останков воинов.
Впрочем, и без того интересно было разбираться в истоках, проехать по местам славы. В 115 километрах от Пскова, в деревне Самолва на берегу Чудского озера энтузиасты организовали Музей Ледового побоища — я бы рекомендовал читателям посетить его, там проводятся великолепные экскурсии. А рядом с музеем — монумент «Александр Невский с дружиной», около которого устраивают красочные фестивали исторической реконструкции.
— В какие места съемок вам хотелось бы вернуться?
— Да, наверное, буквально во все, потому что во время съемок из-за плотного графика не успеваешь осмотреть все достопримечательности, проникнуться энергией места. А куда-то мне хотелось бы приехать в другое время года. Например, в прошлом сезоне мы работали на Кольском полуострове летом, а я бы туда вернулся зимой, чтобы покататься на лыжах. Петрозаводск никогда не надоедает, а в Карелии еще есть что открывать. В этом году мы ездили снимать Онежские петроглифы — древние рисунки на камнях на берегу озера.
.jpg)
Трудно поверить, но онежским древностям больше лет, чем египетским пирамидам
Оно и само по себе впечатляет и сходством с морем, и великолепным песчаным побережьем, а тут еще и петроглифы поражают сознание, ведь они гораздо старше египетских пирамид. Поразительно, что изображения на гранитных плитах, сделанные вручную с помощью камня, пережили века, несмотря на то что их постоянно подтачивает вода.
Удивительно таинственным выглядит остров Ольхон на Байкале. Здесь возникает ощущение, что ты попал в иное измерение. Недаром там веками камлали шаманы. И какой оттуда вид на большую воду! Байкал — самое глубокое озеро в мире, некоторые ученые предполагают, что это зарождающийся океан, потому что с каждым годом образующая его горная расщелина расширяется, количество воды в ней увеличивается. Когда-нибудь Байкал, возможно, разделит Евразию. Сама эта мысль завораживает.
.jpg)
Если Байкал когда-нибудь станет океаном, то остров Ольхон — континентом?
— Вы обмолвились о камланиях. А сами что думаете о темных силах и темных искусствах?
— Я склонен соглашаться с теми, кто считает, что главным проводником магии, как светлой, так и темной, является наше сознание. Во что человек верит, что он впускает в свою жизнь, то и становится реальным. В одной книге (к сожалению, не помню автора) рассказывалось об исследователе-путешественнике, оказавшемся в некоем племени. Там шаман проклял одного мужчину, а в тех краях это означало смерть. И действительно, через сутки несчастный ушел из жизни. Но когда проклятие прозвучало уже над другим членом племени, исследователь посоветовал тому не верить в скорую кончину. Человек нашел в себе для этого силы — и выжил.
— Наверняка поездкой в 40-градусный мороз в Сибири в необитаемые места все риски при съемках вашей программы не ограничились. Случались ли другие опасности на вашем пути?
— Сразу вспомню сюжет про вершину Бабырган, считающуюся воротами в Горный Алтай. Она находится в аномальной зоне, где бывает во много раз больше грозовых разрядов, чем в других местах. И когда мы на этой вершине попали в грозу, ощущения были не из приятных. Впрочем, нам повезло — отделались легким испугом, хотя, как проводники рассказывают, не всем и не всегда так везет.
.jpg)
В такую красоту действительно хочется много раз возвращаться
— Не приходила ли в такие минуты мысль сменить профессию на что-то более спокойное и уютное?
— Ну почему? У меня прекрасная работа, которую я люблю. И вообще считаю себя счастливым человеком, поскольку обладаю не только желанием, но и возможностью увидеть, насколько прекрасна и разнообразна наша страна, испытать эмоции, какие в обычной комфортной обстановке недоступны.
Конечно, порой дороги изматывают, поэтому мечтаю, чтобы ученые в обозримом будущем все-таки изобрели телепортацию. Бывает, едем до какого-то объекта целый день, а снимаем там полчаса. Правда, все это компенсируется безумно красивыми видами и хорошей компанией — нашей съемочной группой.
— Работа ведущего что-то подкидывает в вашу актерскую копилку?
— Мне кажется, проект «Тайна на карте» меня раскрепостил. А иногда и какие-то навыки из актерской профессии оказываются полезными в работе над программой. Например, мы ездили снимать фильм про Долину Царей в Туве, где нашли золото скифов, и там я поучаствовал в состязаниях местных всадников. К сожалению, верховая езда перестала быть обязательной дисциплиной во ВГИКе, когда я там учился, но уроки я брал для участия в фильмах. Мне все это очень нравится: периодически тренируюсь с каскадерами, занимаюсь боксом, иногда мне доверяют какие-то трюки в картинах.
— Вам удается совмещать работу на ТВ и в кино?
— Да, что-то получается. В декабре выйдет премьера большого сериала «Последняя клятва Гиппократа», где я сыграл одного из сыновей главного героя. Мой персонаж Мирча испытывает проблемы с законом, зато другой брат борется с преступностью. Фильм рассказывает, как очень разные по характеру люди преодолевают неприязнь и начинают чувствовать себя одной семьей.
— Телеканал «Моя Планета» в этом году отмечает 15-летие. Что вы пожелаете ему на юбилей?
— Конечно же, процветать и открывать новые горизонты. «Моя Планета» делает добрый и качественный контент. Если бы похожих по духу телеканалов было больше, мы, возможно, жили бы в другой реальности, где меньше вражды в повседневной жизни. Вокруг и без того слишком много плохих новостей, вот мы и стараемся, чтобы люди обращали внимание на ту красоту, которая их окружает, и ценили ее.
