Хотя для района это не первый случай, когда правоохранительные органы интересуются деятельностью местной власти. Предыдущий глава был осужден за махинации с жильем, а нынешнего подозревали в серых схемах с муниципальным имуществом, поставками товаров, заключением контрактов без аукционов.
Местного руководителя Вадима Закирова от нервотрепки не уберег даже районный устав, закрепляющий, по сути, его личную неприкосновенность. Вчитайтесь: «Глава района на территории района не может быть задержан, подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности...» Ну просто индульгенция на все случаи жизни! Но Закирову все же пришлось поволноваться, отвечая на вопросы правоохранителей. Однако уголовного дела так и не возбудили, глава усидел в кресле. Отдышавшись, он принялся искать причину своих треволнений.
Вычислить, кто в районе «слишком грамотный», труда не составило. Приезжий предприниматель с юридическим образованием Владимир Котюрин давно уже хозяевам района глаза намозолил, лезет постоянно не в свои дела. Места здесь благодатные, курортные, рыбные да кумысные. Ясно, что отхватить кусок земли в хорошем месте не прочь и областные, челябинские начальники, и местные толстосумы. Даже губернатор (правда, теперь уже бывший) Михаил Юревич тут частенько бывает, и его приятель, депутат Госдумы Олег Колесников здесь уже не гость. Понятно, иной раз ради таких вот высоких персон приходится местных жителей поджимать, на место ставить. А те протоптали дорожку к Котюрину. Ну и как терпеть в своей вотчине такого Робин Гуда? Похоже, не без участия этого юриста и «маски-шоу» в райцентре случилось... В общем, вскоре последовал ответный удар.
Когда-то Котюрин купил сельский магазинчик. И все у него шло нормально. И вдруг звонит Владимиру перепуганная продавщица. А у магазина уже шум-гам, толпа собралась. Оказывается, судебные приставы явились закон исполнять. Выяснилось, что магазин бизнесмен купил у местной жительницы, а ее муж этого вроде бы не знал, теперь вдруг прозрел и подал заявление в суд, требуя продавщицу вместе с ее имуществом выселить с его законной площади. И вот уже приставы тащат товар на улицу. Двое полицейских — тут же, для поддержания порядка. Все чин по чину. Владимир возмутился: во-первых, товар не продавщице принадлежит, а ему, про его же имущество в решении суда ничего не сказано. Во-вторых, надо дать ему время и возможность обжаловать странное решение. Это же юридическая азбука! Но Котюрина подтолкнули в спину — мол, катись отсюда, грамотей, не мешай служителям Фемиды...
Потом в протоколе записали, что тот, уходя, якобы лягнул пристава Терюшова по колену. Причинил телесное повреждение (о чем тут же и справочка нарисовалась). Все это происходило в летнюю жару. А арестовали Владимира в декабре 2012 года. Говорят: на вызовы по повестке не являлся, вот местная судья Насырова и определила его в СИЗО № 1 города Челябинска. Кунашак — село большое, но и там все знают, что судья замужем за прокурором, а брат прокурора — пристав. Как раньше говорили, династия...
Челябинские правозащитники бьют тревогу: в такой ситуации дело надо рассматривать в другом районе или даже области, но глас этот никто не слышит. А следствие и судебное разбирательство идут долго: Уже больше года человек находится под стражей, хотя вина его не доказана и он готов внести залог, чтобы выйти на свободу. Залог не берут: сиди, мол, особо опасный элемент! Впрочем, кунашакский следователь Ващенков, ведущий это дело, заподозрил, что у его подследственного что-то с головой не так (ну не может же человек в здравом уме поперек районному начальнику вставать!). И отправил Котюрина на лечение в психиатрическую лечебницу. Впрочем, вскоре того вернули на место в камеру как выздоровевшего. Такие вот эксперименты на живом.
Понятно, что юридическое образование арестанта и тут, в стенах следственного изолятора, раздражает бойцов. Судите сами: чуть что не так — тут же жалоба или протест, оформленный по всем правилам. Умудрился Котюрин даже сделать экспертизу в медакадемии, что та травма полицейского, которую ему ставят в вину, не могла появиться в описываемой ситуации. Но пока на всего его доводы и жалобы реакции нет. А недавно приехали за ним в СИЗО полицейские: собирайся, говорят, в Челябинском областном суде тебя ждут. Он удивился: с какой стати, если мне сегодня надо в Кунашак на суд ехать, почему заранее не предупредили, почему адвоката не вызвали? После визита полицейских у общественных правозащитников и журналистов появилось фото Котюрина с признаками побоев. Правозащитники пытались разобраться в этом деле, но в ответ на их вопрос прозвучало: мы, мол, подозреваем, что это фотошоп. О том, что эпизод требует проверки, никто и не заикнулся...
Да, избирательно у нас право работает. Впрочем, не обязательно так глубоко копать, причины бед Котюрина могут лежать на поверхности. Особенно если вспомнить, что по странному стечению обстоятельств владельцем злополучного магазина, из-за которого приключился сыр-бор, ныне является бывший сотрудник Кунашакского РОВД. Не для этого ли и затевалась вся катавасия?
«Поскольку в настоящий момент Котюрин, считающий себя невиновным, а дело против себя — заказным, пребывает в той процессуальной стадии, когда еще возможно приблизиться к истине, мы хотим обратить внимание общества на это дело, — говорит руководитель Уральской правозащитной группы Николай Щур. — И не только общество, но и федеральные органы власти. Ведь дело Котюрина — это яркая иллюстрация коррупции в российских правоохранительных и правоприменительных органах».
С такой оценкой трудно не согласиться.
